Размер:
Цвет:

Губернатор Югры ответила на вопросы депутатов по итогам ежегодного отчета о работе окружного правительства

19 Ноября 2019

Ряд вопросов адресовали губернатору Югры Наталье Комаровой депутаты окружного парламента по итогам представления инвестиционного послания главы региона, отчета о работе правительства за 2019 год и обращения к жителям автономного округа, представителям общественности и народным избранникам.

Н.Л. Западнова, депутат фракции всероссийской политической партии «Единая Россия» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Сегодня в Югре насчитывается немало школ и детских учреждений, требующих капитального ремонта. Какая работа ведется правительством округа в данном направлении?

Н.В. Комарова, губернатор Югры: Есть заявка на участие окружного бюджета, правительства Югры в реализации соответствующих полномочий органов местного самоуправления в этой части. Несколько лет назад мы с вами приняли решение о направлении финансирования в муниципалитеты для выполнения ими работ по устранению накопленных замечаний со стороны контрольно-надзорных органов, созданию условий для безопасного и качественного образования детей. Прошло несколько лет, и мы возвращаемся к точке, которую, казалось бы, прошли. В этой связи в настоящее время совместно с муниципалитетами проводится оценка их бюджетных возможностей для выполнения указанного функционала. Полномочия и финансовые ресурсы консолидированного бюджета будут распределены таким образом, чтобы образовательные организации нашего региона соответствовали стандартам, предусмотренным в Российской Федерации, и наши дети могли приобретать знания соответствующего уровня. При этом после проведения капитального ремонта здания, в которых расположены образовательные организации, должны полностью соответствовать федеральным образовательным стандартам, нормам пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности. В этой связи нам предстоит определиться со схемой распределения финансов. Это та тема, которую поднимают и муниципалитеты, и правительство автономного округа в интересах граждан. Приступить к реализации соответствующего подхода мы планируем уже в следующем году.

В.Б. Сысун, депутат фракции всероссийской политической партии «ЛДПР» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Сегодня в крупных муниципалитетах Югры с привлечением концессионеров строятся объекты образования, проектируются и готовятся к строительству дороги, им передаются целые коммунальные комплексы. Однако одним из наиболее ярких примеров государственно-частного партнерства в автономном округе является возведение Сургутского перинатального центра. В 2014 году рассматривалось 2 варианта строительства данного объекта – государственный контракт и государственно-частное партнерство. При этом в государственном контракте срок строительства ограничивался 7 годами, а стоимость была около 18 миллиардов рублей. По государственно-частному партнерству же предполагалось около 11 миллиардов рублей и срок – не более 3 лет. Но с момента заключения соглашения с частным партнером строительство объекта так и не закончено. По последнему подписанному дополнительному соглашению, стоимость объекта превышает 18 миллиардов рублей, а его ввод в эксплуатацию планируется в 3 квартале 2020 года, что по итогу составит около 6 лет строительства. Какой бюджетный, социальный и экономический эффекты имеет модель государственно-частного партнерства при строительстве данного объекта?

Н.В. Комарова, губернатор Югры: В большинстве своем приведенные Вами данные, за исключением стоимости, совпадают с фактическими. После завершения строительства и получения нами этого объекта в пользование очень важно будет оценить эффективность каждого решения. Но хочу обратить внимание, что большинство проектов государственно-частного партнерства удачные. Говоря о конкретном случае, приведенном Вами, есть объективная причина такого положения дел. Она состоит в том, что мы поставили очень серьезные, уникальные задачи в этом проекте. Судя по всему, партнерам не хватило сил и возможностей в установленные сроки справиться с ними. При этом я хочу вернуться к некоторым фактам. В свое время мы с вами ввели один из механизмов государственно-частного партнерства – выкуп готовых детских садов. Признайте, если бы мы не приняли такое дерзкое для того времени решение, мы бы не справились с задачей по обеспечению детей в возрасте до 7 лет местами в детских садах, потому что на старте мы имели уровень обеспеченности до 60 процентов. Больше 100 детских садов за несколько лет мы ввели благодаря использованию именно этого механизма. Второй аспект. Важным для развития рыночных механизмов в государстве является замещение бюджетных инвестиций частными. Указанный проект сопровождается в том числе несоблюдением сроков реализации проекта, иными издержками. Наша задача состоит в том, чтобы эти издержки не обеспечивались бюджетными ресурсами, следовательно, ресурсами граждан. Виновники срывов обязательств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По завершении проекта весте с депутатами окружной думы обязательно проанализируем, насколько именно такое решение было предпочтительнее любому другому.

В.Б. Сысун, депутат фракции всероссийской политической партии «ЛДПР» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: По информации, размещенной на сайте департамента по управлению государственным имуществом, автономный округ является акционером АО «Корпорация развития», в которую в свое время регион вложил более 10 миллиардов рублей. На сегодняшний день, по данным средств массовой информации, счета организации заблокированы, в отчете аудитора за 2018 год указано, что организация имеет чистые активы меньше своего уставного капитала. Также деятельность организации за минувший год завершилась с чистым убытком в размере более 4 миллиардов рублей. На наш взгляд, предполагается, что деньги, вложенные автономным округом, вернуть из данной организации будет уже невозможно. Помимо этого, хочу заметить, что в 2015 году было выделено 11,5 миллиарда рублей для покупки акций компании «ЮТэйр». В Вашем отчете по транспортному обслуживанию содержатся цифры, которые говорят, что в 2019 году введено 5 новых межмуниципальных внутриокружных маршрутов. В результате чего пассажиропоток увеличился на 45 процентов. Но далее представлены данные, которые гласят, что общее число перевезенных пассажиров за 2017-2018 годы и по оценке 2019 года практически не изменилось, так же, как и число граждан, перевезенных по маршрутам, субсидируемым из бюджета автономного округа. Для того, чтобы сохранить денежные средства, вложенные регионом, в авиакомпанию «ЮТэйр», не считаете ли Вы целесообразным выделить из состава авиакомпании государственного авиаперевозчика для выполнения межмуниципальных перевозок по государственному заказу?

Н.В. Комарова, губернатор Югры: Вполне можно рассмотреть и это предложение. Оно может быть вполне жизнеспособным при условии, если несколько моделей развития предприятия покажут максимально приемлемый для акционеров вариант. В отношении данных, связанных с перевозками: я пользуюсь сведениями перевозчика, который еще месяц назад докладывал именно о результатах повышения активности пассажиров по внутрирегиональным и межрегиональным перевозкам. В отношении «Корпорации развития». Действительно наш регион наравне с правительством Тюменской области, администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа участвует в этом акционерном предприятии. Хочу напомнить, что «Корпорация развития» была создана в 2006 году в целях реализации нескольких проектов, в числе которых – проект «Урал промышленный – Урал Полярный». Экономическая и политическая обстановки меняются, в результате акционерам пришлось отказаться от этого проекта в том виде, в котором он был задуман. В 2010 году заключено соглашение, которое действует и сейчас, о взаимодействии полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, правительства нашего региона и правительства Тюменской области. Напомню, мы обладаем 10 миллионами 765 обыкновенными бездокументарными акциями общества на сумму 10,76 миллиарда рублей. Ресурсы, которые мы вкладывали в эту бизнес-структуру, соответствуют этой доле, мы ее обеспечили финансово.

А.В. Савинцев, депутат фракции всероссийской политической партии «КПРФ» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Нас, в первую очередь, интересуют рабочие места, новые производства, особенно не связанные с нефтепереработкой. Мой вопрос касается участков дороги, строящихся в рамках соглашения с Ямалом и Свердловской областью. При строительстве автомагистрали расстояние от Тюмени, Екатеринбурга, Кургана и Челябинска в сторону Надыма и Салехарда сократится на 900 километров. Для решения этого вопроса требуется строительство моста в районе поселка Андра Октябрьского района. Но при этом еще решается вопрос о строительстве моста в районе Сургута. Каковы приоритеты?

Н.В. Комарова, губернатор Югры: Решение о принятии в эксплуатацию того или иного проекта каждый раз обосновывается. Соответствующее обоснование имеется и здесь. Попрошу Вас не забывать о том, что единственный мост через реку Обь в Югре – в районе Сургута. Сейчас он нуждается в капитальном ремонте. Но если он закроется на какое-то время, то мы останемся без мостовой переправы через Обь. Экономическое обоснование говорило о том, что этот участок наиболее загружен, и в настоящее время мало что изменилось. Мы говорим еще и о социальной роли второго мостового перехода в районе Андры. Очень непросто создать дорожный объект, не обоснованный экономически. Но мы это делаем. И рассчитываем на то, что при получении объекта экономика также подтянется. Мы им занимаемся, работаем в этом направлении совместно с нашими соседями. Цифры и документы, лежащие в обосновании принятия решения по второму мосту в районе Сургута, находятся в открытом доступе.

А.В. Савинцев, депутат фракции всероссийской политической партии «КПРФ» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Югорский лесопромышленный холдинг, в составе которого действует предприятие «Югра-Плит», является флагманом, драйвером экономики западной части региона. Им внесено в бюджет автономного округа около 5 миллиардов рублей в виде налоговых отчислений. И ровно на такую же сумму им выпускается продукции. На собственное развитие они направили около 2,5 миллиарда рублей. Кроме того, правительством Югры также было направлено на эти цели 2 миллиарда рублей. Холдингом создано около 1 тысячи рабочих мест. Это работоспособное предприятие, по моим данным, выставлено на продажу на сумму около 3 миллиардов рублей. Ожидается, что частный владелец будет более эффективен. Но, опираясь на опыт Советского района, где тепло- и водоснабжением занимались концессионеры, которые стали банкротами, а «Водоканал» задолжал бюджету около 160 миллионов рублей в виде налогов. Данная территория значительно отстает в экономическом развитии от восточной части. Поэтому есть предложение при появлении бюджетного профицита исключить «Югра-Плит» из плана приватизации, учитывая тот факт, что предприятие имеет точку роста – выпуск OSB-плит.

Н.В. Комарова, губернатор Югры: Этот объект включен в план приватизации, но не выставлен на торги, не подготовлена документация. Мы изучаем рынок для подготовки объекта к продаже. Мы уже обсуждали неэффективного частного владельца – авиакомпанию «ЮТэйр», неэффективных государственных акционеров – «Корпорация развития». На рынке действуют условия, так или иначе влияющие на выпуск продукции, финансово-экономическую устойчивость бизнес-продукта. Предприятие, о котором мы говорим, действует на очень хорошо урегулированном рынке с четкими и выполняемыми задачами. Теоретически учитывая решение, принятое на государственном уровне, чтобы правительства регионов, муниципалитеты освободились от непрофильных активов, мы проводим такую работу. А это предприятие – один из таких активов. Но, несмотря на то, что мы вкладывали и продолжаем вкладывать в «Югра-Плит» бюджетные средства, не так просто найти инвестора. Поэтому пока работаем над привлечением такого инвестора, который будет способен это предприятие не только сохранить, но и дать развитие. Все решения, все шаги публичны.

М.И. Сердюк, депутат фракции всероссийской политической партии «Справедливая Россия» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Во время визита в Нижневартовскую больницу, находящуюся в стадии строительства, Вы обратили внимание на существующие темпы возведения объекта. А они действительно вызывают беспокойство при запланированном объеме финансирования в 1 миллиард 300 миллионов рублей на этот год. На текущую дату освоено 425 миллионов, что составляет менее 33 процентов. На Ваш взгляд, существуют ли объективные причины для отставания и есть ли возможность нагнать плановые темпы, ввести объект в эксплуатацию в срок?

Н.В. Комарова, губернатор Югры: На мой взгляд, если заключен контракт, стороны подписались под взаимными обязательствами, то ничего не может считаться объективным. Но жизнь показывает, что в ходе реализации обязательств по контракту возникают те или иные обстоятельства, которые стороны относят к объективным, в том числе и в соответствии с судебными решениями. Учитывая текущее положение дел – наличие заключенных контрактов с подрядными организациями, оценку состояния дел, которую дали и заказчик, и подрядчики – ни одна из сторон не назвала причин, препятствующих выполнению условий. При выполнении контракта первую очередь мы получим в 2021 году, вторую – в 2020 году. То есть, в 2021 году строительство объекта должно быть закончено на 100 процентов.

М.И. Сердюк, депутат фракции всероссийской политической партии «Справедливая Россия» в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Сфера жилищного строительства сегодня испытывает, пожалуй, самые трудные времена за последние годы. Для преодоления проблем создана рабочая группа с участием членов правительства Югры и депутатов, на повестке дня которой стоит несколько вопросов. Во-первых, во многих муниципалитетах раздувается несуществующая проблема нехватки «тепла» для нового строительства. При избытке мощностей, двукратном превышении нормативов потерь, имеющихся резервов навязывается стереотип дефицита тепловой энергии. Это может привести к неоправданному росту тарифов, увеличению нагрузки как на потребителей, так и на застройщиков. Во-вторых, изменилась экономика. Стоимость строительных материалов за последние 5 лет выросла более чем на 30 процентов. Экономика самих проектов, привлечения банковского финансирования, эскроу-счетов – все это тоже ведет к удорожанию. Выкупная цена жилья, утверждаемая региональной службой по тарифам, ежегодно меняется лишь на 1,425 процента – это норматив. Существует законный алгоритм пересмотра этого подхода, определения выкупной стоимости жилья. В этой связи я прошу дать поручение главам муниципальных образований, соответствующим службам включиться в эту работу, чтобы наверстать упущенное в части пересмотра и корректировки цены. В-третьих, избыточные нормативы по автомобильным парковкам. Ситуация такова, что у людей физически нет возможности приобретать машино-места. Во всех муниципальных образования действуют либо местные, либо региональные нормы, которыми определены порядок и количество парковочных мест, которые строители должны ввести в эксплуатацию при сдаче дома. Заполняемость парковок в пиковые – зимние – месяцы достигает лишь 11 процентов. А остальные машино-места являются «мертвым грузом», рвут финансовые модели. В этой связи остро назрела необходимость пересмотра территориальной строительной нормы.

Н.В. Комарова, губернатор Югры: Норматив по обеспеченности парковочными местами установлен приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В любом случае для решения этого вопроса нам будет необходимо переходить на федеральный уровень. Обращу внимание на то, что показатель не такой высокий – 1,2 машино-место на одну квартиру. Есть и вторая сторона медали – захламленность дворовых территорий, невозможность использования этих пространств для людей. Это тоже запрос, который необходимо обслуживать. Пока в автономном округе не сформирована культура обращения с автомобилями таким образом, чтобы это было интересно как владельцу, так и окружающим. Не во всех регионах подобное положение дел. Есть те субъекты, где парковочные места в дефиците, есть те, где на семью приобретается сразу несколько парковочных мест. Я Вас поддерживаю в том, что для изменения положения дел нужно разобраться с набором мер, необходимых для каждого муниципалитета. Мы вплотную займемся этой темой, чтобы машины не мешали людям, а люди получали удовлетворение и соответствующий уровень качества жизни, обладая автомобилем. Говоря о выкупной цене за квадратный метр жилой площади скажу, что, с одной стороны, перед нами стоит задача обеспечения соответствующий уровень всей отрасли, а с другой стороны, адекватно ответить на покупательские возможности граждан. В большинстве своем происходит конфликт этих двух сторон. Тем не менее, сейчас эта сфера, включая строительство огромного количества объектов социального назначения и жилья, – в фокусе внимания правительства Российской Федерации. Я вижу свет в конце тоннеля. Спасибо этой рабочей группе. Хотелось бы, чтобы именно она внесла предложения, отвечающие на запросы каждой из сторон. Таким образом, мы получим все необходимое для достижения целевых показателей в области обеспечения югорчан жильем.

П.М. Созонов, депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры шестого созыва, беспартийный: Хочу выразить благодарность за системность в работе окружного правительства, достижение позитивных результатов в части создания благоприятной и комфортной среды для жизни югорчан, формирование привлекательного инвестиционного климата на всей территории региона. Вами, Наталья Владимировна, поставлены амбициозные задачи, и я уверен, что они будут достигнуты, так как Вы консолидируете не только органы власти, но и бизнес-сообщество, население.



Возврат к списку