Размер:
Цвет:

Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

 

Показатели прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (таблица 1) (далее – прогноз) разработаны на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры, определенных Президентом Российской Федерации и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры, а также на основании итогов социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры за январь - июль 2011 года. При подготовке документа учтены прогнозные данные исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры.

1. Основные тенденции социально-экономического развития
в 2011 году

Основной характеристикой состояния российской экономики и соответственно экономики автономного округа в первой половине 2011 года является переход к восстановительному росту.

Улучшение внешнеэкономических условий стало благоприятным фактором для экономики автономного округа, что привело к повышению доходов экспортеров, замедлению темпов инфляции по отношению к аналогичному периоду 2010 года, росту инвестиций, что поддержало темпы роста промышленности.

 

Основные показатели развития экономики

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

 

2010 год

2011 год

январь-март

январь- июнь

январь- июль

Год

январь- март

январь- июнь

январь- июль

Год1)

(оценка)

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода

103,3

105,7

106,2

107,8

103,2

104,8

105,0

108,0

Индекс промышленного производства

98,2

100,9

101,4

101,8

98,1

97,8

98,3

100,6

Добыча полезных ископаемых

97,6

100,4

101,0

101,7

97,7

97,3

97,2

100,1

Обрабатывающие производства

109,7

112,1

111,0

108,4

105,7

108,6

118,9

106,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

101,6

100,4

100,1

97,7

97,5

99,3

100,9

101,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства

102,5

101,0

102,5

98,6

100,0

103,3

103,5

103,0

Инвестиции в основной капитал

111,4

111,4

х

106,9

102,0

117,9

х

107,7

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

91,8

98,3

100,2

104,0

109,2

111,4

111,8

108,0

Ввод в действие жилых домов

102,3

88,7

87,3

68,2

201,7

109,7

115,7

168,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

96,3

94,5

94,6

90,6

87,1

84,8

85,1

99,5

Реальная заработная плата

96,7

99,2

98,4

99,4

99,1

102,4

102,7

100,0

Оборот розничной торговли

95,8

95,5

94,1

88,0

94,9

93,5

93,7

97,0

Объем платных услуг населению

102,2

101,9

101,8

103,0

104,3

104,5

104,0

103,2

Экспорт товаров, млрд. долларов США

4,0

8,1

х

16,1

4,8

9,3

х

21,1

Импорт товаров, млрд. долларов США

0,2

0,5

х

1,0

0,2

0,5

х

1,0

Средняя цена за нефть марки «Urals», долларов США/баррель

75,2

75,93

75,67

78,2

102,57

108,12

109,17

105,0

 

1) оценка Департамента экономического развития автономного округа

Индекс промышленного производства за январь - июль 2011 года составил 98,3% к соответствующему периоду предыдущего года вследствие снижения объемов добычи нефти.

Положительную динамику продемонстрировали совокупные показатели  отраслей промышленности: обрабатывающие производства - 118,6%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 100,9%.

Восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (производство нефтепродуктов). Оживление внутреннего спроса способствовало началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. В 2011 году прогнозируется рост промышленного производства на 0,6%, в том числе в добыче полезных ископаемых на 0,1%; обрабатывающих производствах на 6,9%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 1,0%.

В январе - июле производство в сельскохозяйственном секторе экономики увеличилось на 3,5% и в целом по итогам года ожидается, что производство сельскохозяйственной продукции увеличится на 3,0%.

В январе - июне 2011 года инвестиции в основной капитал увеличились на 17,9% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. В условиях поступательного экономического развития и доступности кредитования ожидается сохранение тенденций роста инвестиций в основной капитал и по итогам 2011 года оценивается на уровне 107,7% к предыдущему году.

Объем работ по виду деятельности «Строительство» демонстрирует положительные тенденции, увеличившись за январь - июль 2011 года на 11,8%  к соответствующему периоду предыдущего года.

В жилищном строительстве в 2011 году наблюдается рост объемов ввода жилья. За семь месяцев текущего года было введено 255,3 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 15,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 950,0 тыс. кв. метров.

Объемы потребительского спроса снизились за первые семь месяцев 2011 года несколько больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.  Оборот розничной торговли уменьшился на 6,3% (2010 год – 5,9%), объем платных услуг населению увеличился на 4,4 процента. Ожидается, что стабилизация потребительского кредитования и значительное улучшение на рынке труда приведут к увеличению потребительских расходов до конца года. В целом в 2011 году оборот розничной торговли оценивается на 3,0% ниже, чем в 2010 году.

Сложились устойчивые положительные тенденции, характеризующие состояние рынка труда, финансово-хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики. За период января-июля 2011 года реальная заработная плата увеличилась на 2,7 процента.

Среднедушевые денежные доходы населения за 1-е полугодие 2011 года сложились в сумме 28 086,7 рублей, снизившись на 7,6% к аналогичному уровню 2010 года, реальные располагаемые денежные доходы населения (скорректированные на уровень инфляции) составили 84,8% (по Российской Федерации – 98,6%).

В соответствии с методикой Росстата по расчету показателя «реальные среднедушевые доходы населения» из суммы совокупного дохода вычитается сумма обязательных платежей, которую население вносит в отчетном периоде, в связи с чем, сумма ипотечных кредитов, а Югра лидирует среди субъектов Российской Федерации по количеству выданных ипотечных кредитов, резко уменьшает один из основных показателей, характеризующих благосостояние населения автономного округа.

При этом рост ипотечного жилищного кредитования показывает уверенность населения в завтрашнем дне, высоком уровне доходов населения, желание жить в Югре.

Кроме этого в номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2010 год – 5-е место по РФ после Ненецкого автономного округа, г.Москвы, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов; в 1-ом полугодии 2011 года – 7-е место).

В период влияния мирового финансового кризиса, системообразующие организации реального сектора экономики сохранили кадровый потенциал, изыскали возможность сохранить высокий уровень заработной платы, выплачивали социальные доплаты, что позволило обеспечить платежеспособность населения Югры.

За январь - июль 2011 года индекс потребительских цен составил 105,0%, что на 1,2 процентных пункта ниже соответствующего показателя аналогичного периода предыдущего года. Учитывая умеренный рост инфляции, оценка по итогам года этого показателя на уровне 108%, что практически соответствует итогам 2010 года (107,8% - 2010).

По итогам социально-экономического развития Югры за семь месяцев 2011 года можно предположить, что посткризисное восстановление экономики автономного округа продолжается, внутренние и внешние факторы благоприятствуют переходу экономики к устойчивому развитию.

Положительные тенденции в экономике Югры в январе-июле 2011 году проиллюстрированы показателями:

прирост инвестиций в основной капитал за январь-июнь 2011 года по отношению к аналогичному периоду 2010 года составил 17,9%;

положительная динамика показателя объем работ по виду деятельности «Строительство», который по сравнению с январем-июлем 2010 года увеличился на 11,8%;

прирост объемов ввода жилья на 15,7% по отношению к аналогичному периоду 2010 года;

индекс производства продукции сельского хозяйства составил 103,5%.

 

Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 годах

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели

 

2010 год

2011 год

(оценка)

2012 год

2013 год

2014 год

1-й

2-й

1-й

2-й

1-й

2-й

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в %

107,8

108,0

107,0

106,5

106,5

106,0

106,0

105,5

Валовой региональный продукт (далее - ВРП)

101,4

101,5

101,1

102,0

101,5

102,3

101,6

102,7

Индекс промышленного производства

101,8

100,6

99,3

101,1

99,5

101,3

99,4

101,1

Производство продукции сельского хозяйства

98,6

103,0

100,7

103,8

101,1

104,3

101,7

104,6

Инвестиции в основной капитал

106,9

107,6

101,1

107,2

102,0

105,6

101,8

103,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

90,6

99,5

100,0

100,3

100,1

101,1

100,3

101,3

Реальная заработная плата

99,4

100,0

100,0

100,9

100,3

101,5

100,8

101,6

Оборот розничной торговли

88,0

97,0

100,0

100,5

100,0

101,0

100,0

101,0

Экспорт товаров, млрд. долларов США

16,1

21,1

19,7

21,0

18,8

21,7

19,5

22,3

Импорт товаров, млрд. долларов США

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,3

 

2. Факторы и условия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  в 2012 - 2014 годах

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработаны в двух вариантах. Оба варианта базируются на гипотезах относительно устойчивого восстановления экономики России, а соответственно и экономики Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры.

Умеренно-оптимистичный вариант (вариант 1) - разработан в условиях сохранения рисков инвестиционного спроса, постепенного роста потребительского спроса. Годовые темпы роста экономики могут остаться на достигнутом уровне.

Оптимистичный вариант (вариант 2) - отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, а также стимулирования экономического роста и модернизации.

В качестве базового варианта для разработки параметров бюджета автономного округа на 2011-2014 гг. предлагается умеренно-оптимистичный  вариант.

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  на 2010 - 2014 годы

 

  2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр.
1 вариант   78,2

105,0

100,0

97,0

101,0

2 вариант

105,0

109,0

113,0

Валовой региональный продукт, индекс физического объема %
1 вариант

101,4

101,5

101,1

101,5

101,6

2 вариант

102,0

102,3

102,7

Промышленность, % индекс физического объема %
1 вариант

101,8

100,6

99,3

99,5

99,4

2 вариант

101,1

101,3

101,4

Инвестиции в основной капитал, % индекс физического объема %
1 вариант

106,9

107,7

101,1

102,0

101,8

2 вариант

107,2

105,6

103,1

Реальная заработная плата, %
1 вариант

99,4

100,0

100,0

100,3

100,8

2 вариант

100,9

101,5

101,6

Оборот розничной торговли, % индекс физического объема %
1 вариант

88,0

97,0

100,0

100,0

100,0

2 вариант

100,5

101,0

101,0

Экспорт - всего,  млрд. долл. США
1 вариант

16,1

21,1

19,7

18,8

19,5

2 вариант

21,0

21,7

22,3

Импорт - всего,  млрд. дол. США
1 вариант

1,0

1,0

1,1

1,1

1,2

2 вариант

1,1

1,2

1,3

 

2.1. Внешние условия развития

Основной внешний фактор, который в силу мононаправленности экономики Югры играет ключевую роль, - цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр.

 

Цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр 2010 год

Сценарий Минэкономразвития

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1 вариант

78,2

108,0

100,0

97,0

101,0

2  вариант

105,0

109,0

113,0

 

Обменный курс рубля к доллару, предлагается по 2011 году 28,6 рублей за доллар США, затем постепенное увеличение до 30,5 рублей за доллар США в 2014 году.

 

Обменный курс рубля к доллару 2010 год

Сценарий Минэкономразвития

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1 вариант

30,37

28,6

28,7

29,4

30,5

2 вариант

28,7

28,7

28,7

 

2.2. Внутренние условия развития

Добыча нефти

Объемы добычи нефти являются исходными внутренними условиями. В расчет  основных показателей прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов заложены параметры, согласованные с основными нефтедобывающими компаниями, являющимися системообразующими для экономики автономного округа.

Объемы добычи нефти, млн. тонн

2010 год

2011 год оценка

Прогноз Югры

2012 год

2013 год

2014 год

1 вариант

266,0

264,0

259,0

 254,0

253,5

2 вариант

263,0

261,0

259,0

 

На снижение темпов добычи нефти в Югре оказывает существенное влияние истощение ресурсной базы автономного округа, кроме этого:

невыполнение проектных решений по объемам бурения, вводу новых скважин и действующему фонду скважин;

недостаточное проведение геологоразведочных работ и, как следствие, отсутствие подготовленных к разработке запасов, ввод в разработку которых мог бы компенсировать текущую добычу.

 

Демографическая ситуация

В 2010 году среднегодовая численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с предварительными итогами Всероссийской переписи населения 2010 года составила 1527,3 тыс. человек, на 1 января 2011 года численность населения составила 1536,8 тыс. человек.

Прогноз перспективной численности населения Югры основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижения уровня смертности, а также учитывают предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.

Программы по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, успешная реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», региональных целевых программ, модернизация системы здравоохранения  позволят постепенно увеличивать темпы естественного прироста населения.

В прогнозный период планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

В 2012 - 2014 годах продолжится реализация мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий, а также от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по развитию высокотехнологичной медицинской помощи.

Прогнозная численность населения на начало 2015 года составит
1600,0 тыс. человек, рост к 2010 году составит 4,8%. 

В численности населения большое значение имеет положительное сальдо миграции. По прогнозным оценкам,  миграционный прирост населения стабилизируется до 2,8 тыс. тыс. человек в 2014 году (против 3,7 тыс. человек в 2010 году).

 

Параметры инфляции

В 2011 году темпы роста инфляции по-прежнему сдерживаются невысоким уровнем потребительского спроса. Доходы населения
в 2011 году в реальном выражении практически сохранятся на уровне 2010 года, в связи с чем потребительский спрос растет медленно. Учитывая эти условия, можно оценить, что  в 2011 году рост потребительских цен (декабрь к декабрю) составит 8,0%.

 

Структура индекса потребительских цен

 

Прирост цен  , %

2009 год

2010 год

2011 год

оценка

2012 год

2013 год

2014 год

отчет

прогноз

Инфляция (ИПЦ)

дек./дек. пр.года

110,0

107,8

108,0

107,0

106,5

106,0

Продовольственные товары дек./дек. пр.года

107,9

116,2

111,0

108,0

107,0

106,5

  Непродовольственные товары дек./дек. пр.года

116,2

103,0

104,0

104,5

104,0

104,0

Платные услуги населению дек./дек. пр.года

106,2

106,8

107,5

106,5

106,0

105,5

 

Для сдерживания роста инфляции в прогнозном периоде продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли  и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными программными мерами.

Приоритетной задачей тарифной политики в 2012 - 2014 годах является ограничение темпов роста тарифов субъектов жилищно-коммунального комплекса при сохранении существующей надежности и качества снабжения потребителей услугами субъектов жилищно-коммунального комплекса.

В связи с чем, к 2014 году ожидается снижение инфляции
до 6,0 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать относительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов по сравнению с докризисным ростом. Вместе с тем ожидается возобновление тренда на снижение склонности населения к сбережению.

 

Инвестиции в основной капитал

В 2012 году прогнозируется высокий уровень инвестиционной активности, возможный прирост инвестиций оценивается от 1,1 до 7,2% в зависимости от варианта прогноза социально-экономического развития. При этом основной вклад в прирост инвестиций в прогнозном периоде будет обеспечиваться нефтегазовым и энергетическим комплексами.

 

Темпы роста инвестиций в основной капитал

процентных пунктов

 

2010  год

отчет

2011

 год

оценка

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

1-й

2-й

1-й

2-й

1-й

2-й

Инвестиции в основной капитал - всего

106,9

107,7

101,1

107,2

102,0

105,6

101,8

103,1

Нефтегазовый комплекс

105,6

108,0

100,0

105,0

102,0

104,0

104,0

105,9

Обрабатывающие производства

82,5

100,7

100,8

103,8

101,7

104,6

100,6

103,0

Энергетика

94,2

103,0

103,0

105,0

100,0

102,0

102,0

104,0

Транспорт и связь

99,0

120,0

100,0

103,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Образование

101,5

135,0

130,0

280,0

98,0

101,0

95,0

98,0

Здравоохранение

67,3

125,1

102,0

107,0

108,0

120,0

97,0

103,0

Строительный комплекс

54,3

140,0

103,0

108,0

103,0

108,0

105,0

120,0

 

Электроэнергетика – вложение средств в реконструкцию Сургутской ГРЭС‑1 и ГРЭС‑2, Нижневартовской ГРЭС и строительство Няганьской ГРЭС в соответствии с Соглашением между Правительством автономного округа и РАО “ЕЭС России”. В прогнозном периоде будет начато строительство новых электростанций малой мощности на территории автономного округа.

Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий, которые составляют от 75 до 78% в общем объеме инвестиций.

Бюджетные средства направляются на финансирование объектов социального назначения и жилищные программы автономного округа. Постепенно доля бюджетных средств в общей сумме инвестиций снижается с 8,4% в 2011 году до 4,8% в 2014 году.

В прогнозном периоде 2012‑2014 годов в объеме привлеченных средств заметно увеличатся объемы инвестиций за счет кредитов банков и прочих привлеченных средств; средства, полученные от долевого участия на строительство жилья (организаций и населения) и на индивидуальное жилищное строительство. 

Приоритетом инвестиционной политики автономного округа на среднесрочную перспективу являются проекты, связанные с переработкой попутного нефтяного газа.

На сегодня по этому направлению отрасли насчитывается
40 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 184,9 млрд. рублей. Это проекты как непосредственно самих нефтяных компаний (в основном собственная генерация, строительство газопроводов), так и проекты специализированных компаний в области  нефтегазохимии, таких как:

«Сибур-Холдинг» 7 проектов. Это новые возможности для Тобольскполимера, который получит возможность для производства широкой линейки готовой продукции и развития в России нефтегазохимического кластера;

«Монолит» - 2 проекта на 9,3 млрд. рублей. Это переработка ПНГ в СОГ, бензин газовый стабильный, смесь пропан-бутана и выработка  электроэнергии;

«Метапроцесс» - на 15 млрд. рублей - производство полиэтилентерифталата (ПЭТФ – сырья для синтетических волокон) мощностью 180 тыс. тонн в год. Выбрана площадка в Нягани;

ряд других проектов.

 

2.3.Основные приоритеты социально-экономического развития Югры в 2012 - 2014 годах

Социально-экономическая политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочную перспективу (2012-2014 гг.) направлена на меры стратегического характера, зафиксированные в Стратегии  социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

модернизация реального сектора экономики;

инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;

повышение устойчивости доходной части бюджета и снижение инфляции.

Деятельность Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, повышение адресности социальных выплат;

стабилизация ситуации на рынке труда. Реализация мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики;

развитие системы здравоохранения путем развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

развитие системы открытости образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, наращивание темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок;

модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);

повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: геологоразведка, строительство через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах;

развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного комплекса;

будет активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе за счет сохранения и увеличения объемов финансирования программы поддержки малого бизнеса.

Кроме того, необходимо активизировать институциональные преобразования,  обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Югры на период до 2020 года.

В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

Важной задачей является продолжение реформирования системы государственного управления в рамках реализации федеральной программы  «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Остается актуальной задача повышения эффективности управления окружным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления земельными участками. При этом в 2012-2014 годах будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.

 

3. Отрасли экономики и социальной сферы

 

3.1. Промышленность

По итогам социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за семь месяцев 2011 года можно предположить, что внутренние и внешние факторы благоприятствуют развитию экономики и социальной сферы по умеренно-оптимистичному сценарию.

В прогнозном периоде 2012-2014 годов, несмотря на то, что структура промышленности автономного округа сохранит свою зависимость (около 87% занимает добыча полезных ископаемых), некоторые виды деятельности укрепят свои позиции.

 

Структура промышленного производства в ценах 2009 года, %

Отрасли промышленности

2010 год

отчет

2011 год

оценка

2012 год

2013 год

2014 год

прогноз

Промышленность - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

86,9

86,9

86,5

86,3

85,9

Производство нефтепродуктов

3,2

3,3

3,5

3,6

3,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,3

7,0

7,0

7,0

7,3

Пищевая промышленность

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Производство строительных материалов

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Машиностроение

1,7

1,9

2,1

2,1

2,3

Лесопромышленный комплекс

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Химический комплекс

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

Прочие

0,3

0,2

0,1

0,2

0,1

Оживление деловой активности, положительные тенденции роста внутреннего спроса, благоприятная конъюнктура цен на энергоносители позволяет предположить в прогнозном периоде сохранение роста темпов физического объема промышленного производства, предприятий реального сектора Югры.

В среднесрочной перспективе развитие сырьевого сектора останется основным фактором экономического роста.

При этом в прогнозном периоде сохранится тенденция опережающего роста по сравнению с добычей полезных ископаемых обрабатывающих производств и выработки энергетических ресурсов.

Динамично будут развиваться секторы промышленного производства, ориентированные на потребительский спрос. В 2014 году по отношению к уровню 2010 года прогнозируется рост в производстве пищевых продуктов (106,7%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (132,0%), химическом производстве (117,9%), производстве и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды (106,4%).

Промышленное производство автономного округа в значительной мере зависит от положения дел в доминирующем производстве - нефтедобыче, на долю которой приходится около 87,0% объема отгруженной промышленной продукции.

Учитывая обязательства по лицензионным соглашениям, а также динамику добычи нефти в течение 7‑ми месяцев с начала 2011 года, объем добычи нефти на территории автономного округа по оценке в 2011 году составит 264,0 млн. тонн, объем добычи газа – около 31,6 млрд. куб. метров, что к уровню 2010 года составит соответственно 99,2% и 101,0%.

В 2014 году годовая добыча нефти к уровню 2010 года может уменьшиться на 10,5 млн. тонн или на 4,0%.

Начиная с 2002 года  сохраняется тенденция к снижению объемов геологоразведочных работ в автономном округе. Прирост запасов углеводородов должен быть не менее чем с коэффициентом 1,5 к объему добычи. Между тем, в 2010 году в Югре он составил примерно 0,7.

Правительство автономного округа реализует комплекс мер, направленных на снижение темпов сокращения добычи нефти, в том числе и меры по стабилизации объемов геологоразведочных работ, так как на снижение объемов добываемой нефти на территории автономного округа в значительной степени влияет хроническое невосполнение объёмов добычи разведанными запасами.

В 2010 году газоперерабатывающими предприятиями автономного округа переработано 22,1  млрд. куб. метров попутного (нефтяного) газа, что на 2,8% больше, чем в 2009 году. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию в сентябре 2009 года 2-й очереди Южно-Балыкского ГПЗ, что позволило увеличить   проектную мощность завода по переработке до 3 млрд. куб. метров  попутного нефтяного газа.

Решение проблемы утилизации нефтяного газа с использованием новейших технологий – одно из важнейших направлений для развития отношений между нефтяными компаниями и предприятиями по переработке газа. Нефтяными компаниями разработаны стратегические планы мероприятий по утилизации и эффективному использованию нефтяного газа, при реализации которых на большинстве месторождений уровень использования попутного газа к 2014 году достигнет 95,0%. Предполагается строительство следующих газоперерабатывающих производств:

- Компания “Салым Петролеум Девелопмент Н.В.” совместно с компаниями ОАО “НК “РуссНефть” приступили к реализации проекта строительства двух мини газоперерабатывающих заводов на Западно‑Салымском месторождении. Проектная мощность переработки составит 400 млн. куб. метров попутного (нефтяного) газа в год;

‑ ОАО “СибУр-Холдинг” и ОАО “ТНК-ВР Менеджмент” создано совместное предприятие по переработке попутного (нефтяного) газа ‑
ООО “Юграгазпереработка”, в собственность которого переданы Белозерный ГПЗ мощностью 4,3 млн. куб. метров газа и Нижневартовский ГПЗ мощностью 3,2 млн. куб. метров газа. Совместное предприятие в ближайшие годы планирует реализовать ряд инвестиционных проектов, которые позволят обеспечить дополнительный объем переработки попутного нефтяного газа до 3 млрд. куб. метров в год;

- в 4 квартале 2013 года ООО “РН-Юганскнефтегаз” планируется запуск установки переработки попутного (нефтяного) газа на Приобском месторождении общей проектной мощностью 1,2 млрд.куб.метров в год.

Вторым по значимости направлением использования попутного нефтяного газа является его использование нефтяными компаниями на удаленных промыслах для выработки электроэнергии автономными газотурбинными (ГТЭС) и газопоршневыми электростанциями (ГПЭС). До 2013 года планируется строительство 14‑ти  ГТЭС (ГПЭС) общей мощностью более 500 МВт., использующих  в качестве топлива порядка 1,6 млрд.куб.метров попутного (нефтяного) газа в год.

Предприятиями по переработке нефти, газа и газового конденсата
за 2010 год произведено автомобильного бензина 1259,5 тыс. тонн или 103,3% к уровню 2009 года, дизельного топлива ‑ 1021,6 тыс. тонн (101,9%), широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) – 2272,5 тыс. тонн (116,8%).  По прогнозу производство бензина на территории автономного округа может составить в 2014 году по базовому варианту 1340 тыс. тонн, дизельного топлива - 1050 тыс. тонн, что к уровню 2010 года составит 106,4% и 102,8% соответственно. Увеличение объема выпуска нефтепродуктов будет обусловлено тем, что Нижневартовским нефтеперерабатывающим объединением планируется строительство и пуск в эксплуатацию новых технологических установок, позволяющих выпускать высокооктановый бензин и качественное дизельное топливо.

Предприятиями электроэнергетики автономного округа в 2011 году выработка электроэнергии, по оценке составит 82,8 млрд. киловатт-часов или 102,3% к уровню 2010 года. Выработка электроэнергии прогнозируется
на 2012 год по базовому варианту в объеме 83,2 млрд. киловатт-часов,
на 2013 год – 86,6 млрд. киловатт-часов, на 2014 год – 87,4 млрд. киловатт-часов, что к уровню 2010 года составит соответственно 102,8%, 107,0%, 108,0%.

Увеличение выработки электроэнергии в 2014 году станет возможным благодаря вводу дополнительных энергоблоков на Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-2, а также строительству новой электростанции (Няганьской ГРЭС).

Доля “малой энергетики” в автономном округе в 2010 году составила около 9% от общего объема производства электроэнергии. В прогнозном периоде будет осуществляться её дальнейшее развитие на нефтепромыслах за счет использования попутного (нефтяного) газа, а также ‑ отходов деревообработки (мини-теплоэлектростанции) в районах лесопромышленного освоения.

Автономный округ обладает богатыми лесными ресурсами. Расчетная лесосека по округу - 24,66 млн. куб. метров, фактическое освоение расчетной лесосеки составляет лишь 7,5%. В структуре промышленного производства автономного округа объем производства по виду деятельности “обработка древесины и производство изделий из дерева” составляет 0,25%.

В прогнозном периоде предполагается увеличение темпов производства лесопромышленного комплекса за счет реализации дополнительных мер государственной поддержки.

В период 2011-2014 годов планируется реализация следующих проектов:

- создание лесозаготовительного предприятия, лесопильного и деревообрабатывающего производства, Белоярский район;

- строительство линии по производству щепы мощностью
50 тыс.куб.метров в год в п.Куминский, Кондинского района;

- строительство завода по производству топливных гранул (пеллет) из отходов деревообработки мощностью 30 тыс.тонн в год в п.Малиновский, Советского района.

С вводом новых производств и технологических линий по глубокой переработке древесины увеличится ассортимент продукции и существенно повысится ее качество, что позволяет рассчитывать на положительную динамику лесопромышленного комплекса в последующие годы.

Главным приоритетом развития строительной индустрии автономного округа в прогнозном периоде является создание новых и техническое перевооружение существующих производств по выпуску строительных материалов, что является необходимым для обеспечения возрастающих объемов строительных работ в последующие годы в рамках реализации национальных проектов.

Для обеспечения реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье” в автономном округе получит свое развитие производство каркасного домостроения. Новый вид производства позволит качественно, в короткие сроки и с наименьшей себестоимостью возводить удобное, комфортное, экологически чистое жилье.

Выпуск пищевой продукции по обоим вариантам прогнозируется с ростом, что обусловлено увеличением производства сельскохозяйственной продукции в автономном округе, что в свою очередь способствует увеличению объема сырья для нужд местных перерабатывающих предприятий.

 

3.2 Малое предпринимательство

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Основными целями в ее реализации являются:

1.Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.

2.Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Целевые индикаторы развития этого сектора экономики на период 2011 - 2014 годов предусматривают:

увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению с 13,5% в 2010 году до 15,3% к 2014 году, при этом численность работающих в этих предприятиях увеличится на 16,2% по сравнению с 2010 годом;

увеличение доли выпуска малых и средних компаний в общем объеме отгруженных товаров собственного производства промышленности округа с 19,4% в 2010 году до 19,5% к 2014 году;

рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек, на 25% (до 15 компаний к 2014 году с 12 в 2010 году).

В 2006 - 2008 годах принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления формировать перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни,  должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды
(на срок не менее 5 лет), а для социально-значимых видов экономической деятельности – по льготным ставкам арендной платы.

В настоящее время в Югре в большинстве муниципальных образований сформированы перечни имущества, в которые включены свыше 400 складских, производственных и офисных помещений общей площадью более 109 тыс. кв. метров.

В регионе реализована норма законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами – субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества.

В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. В 2011 году планируется предоставить услуги бизнес образования для начинающих предпринимателей (не менее 300 человек). К 2014 году планируется увеличить количество обучающихся в 3 раза. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации мероприятия.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты и действуют  законы окружного значения: “О развитии  малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре”
от 27.12.2007  №213-оз и “Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 2011-2013 годы и на период
до 2015 года ” от 09.10.2010  № 241-п.

Для поддержки субъектов инновационного предпринимательства на территории автономного округа действует долгосрочная целевая программа “Инновационное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на 2009-2014 годы”.

Одна из крупных задач – формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

За период 2005 - 2010 годов проведена работа по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, созданы и действуют:

бизнес-инкубатор;

венчурный фонд;

фонд микрофинансирования;

гарантийный фонд;

технопарк.

В целях привлечения долгосрочных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, реализуемых субъектами предпринимательства путем участия в уставных капиталах, создано некоммерческое партнерство “Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” с уставным капиталом 200,0 млн. рублей.

Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. В пределах предоставленного права субъектам Российской Федерации, в части снижения ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, принят Закон автономного округа от 30.12.2008  №166-оз
“О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения”.

Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы. Объем консолидированных средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, на период 2011-2015 годов  предполагается в размере
6,8 млрд. рублей.

Решение основной задачи – увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства.

Для реализации данной задачи максимально используются возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы.

 

3.3. Транспорт и связь

Развитие транспортного комплекса Югры в среднесрочном периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития транспорта Российской Федерации. Обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по отношению к другим отраслям экономики позволит создать условия для экономического роста, повышения доступности и качества транспортных услуг.

Основными задачами в предстоящие годы будут являться:

- модернизация существующего железнодорожного направления Тюмень – Сургут - Новый Уренгой;

- завершение создания опорной автодорожной сети общего пользования, завершение строительства меридионального автомобильного коридора;

- модернизация и реконструкция аэропортов и речных портов;

- обеспечение транспортной доступности для жителей каждого населенного пункта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Значительные объемы грузоперевозок осуществляют предприятия и организации железнодорожного транспорта. Для эффективного осуществления деятельности предприятий железнодорожного транспорта на территории автономного округа подписан Меморандум о сотрудничестве между ОАО “Российские железные дороги”, полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе и субъектами РФ Уральского федерального округа, ежегодно заключается социально-экономическое Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и Свердловской железной дорогой - филиалом ОАО “РЖД”. В автономном округе осуществляют деятельность три отделения Свердловской железной дороги: Сургутское (протяженность линий
650 километров), Нижнетагильское (протяженность линий 339 километров), Свердловское (протяженность линий 117 километров).

 

Связь

Приоритетными задачами в управлении развития средств связи являются и остаются на последующие годы: дополнительное создание телефонных канало-километров для развития междугородной телефонной связи в целях наиболее полного удовлетворения рынка в услугах связи; развитие средств электросвязи и внедрение нового, соответствующего мировым стандартам технологического оборудования, развитие и модернизация сельской телефонной связи округа.             По итогам первого полугодия 2011 года доля населения, охваченного фиксированной телефонной связью, достигла 39%. Полностью проведена цифровизация внутризоновых сетей связи, коммутационного оборудования в городской местности. В перспективный план развития ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” до 2015 года включен монтаж оборудования, которое обеспечит трансляцию цифрового телевизионного вещания на всей территории автономного округа.

Целенаправленная работа по телефонизации сельской местности началась в автономном округе в 2000 году. В прогнозном периоде будет продолжена реализация мероприятий по взаимодействию в сфере развития сельской телефонной связи в соответствии с Соглашением между Правительством автономного округа и ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком». Применение цифровых технологий позволяет повысить качество услуг местной и междугородной телефонии, передачи данных, а также предложить жителям села и предприятиям хозяйственного комплекса округа многообразие новых видов услуг связи.

В Югре запущена в коммерческую эксплуатацию сеть 3G, в результате чего значительно расширился спектр предоставляемых услуг, в том числе повысилась скорость передачи данных по глобальной сети Интернет. В соответствии с национальным проектом “Образование” подключены к сети Интернет все средние общеобразовательные учреждения автономного округа.

В округе ведется планомерная работа по развитию инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории, в том числе в малочисленных и отдаленных населенных пунктах. По окружной программе “Информационное общество – Югра” на 2011-2013 годы формируется единая региональная телекоммуникационная инфраструктура, призванная обеспечить доступность населению современных информационно-коммуникационных услуг, а также государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Югорчанам станут доступнее порталы государственных услуг, интерактивное web-образование, цифровое интерактивное телевидение и другие услуги и сервисы, которые могут быть реализованы только на сетях с высокой пропускной способностью.

В округе разработана и реализуется программа информационно-технического развития региона, которая обеспечит фундамент для реализации задач по развитию инфраструктуры «электронного Правительства», создания широкого спектра государственных и муниципальных электронных услуг для югорчан.

Быстрыми темпами в автономном округе развивается сотовая связь. Активно действуют на этом рынке общероссийские операторы: Мегафон, Utel, МТС, Би Лайн GSM.             

 

3.4. Торговля (потребительский рынок)

На фоне замедления роста реальных располагаемых денежных доходов и высокой популярности ипотечных кредитов произошло снижение покупательского спроса населения и, как следствие, сокращение оборота розничной торговли и платных услуг населению.

С начала 2009 года происходит смещение потребительского спроса в сторону продовольственных и более дешевых непродовольственных товаров.

Сохраняется тенденция изменения структуры розничной торговли за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). При этом розничные рынки и ярмарки по-прежнему  формируют значительную часть оборота розничной торговли. На них население покупает около 11,0% продовольственных товаров и более 15,0% непродовольственных товаров. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, коврами и ковровыми изделиями.

Важным фактором, влияющим на уровень обеспечения населения товарами, особенно продовольственной группы, является ярмарочная торговля. Выездные ярмарки и ярмарки «выходного дня» проходят во всех муниципальных образованиях автономного округа. По итогам первого полугодия 2011 года для проведения ярмарок выделено 106 площадок (фактически проведено 120 ярмарок), что позволяет прогнозировать дальнейший рост их количества. Особой популярностью пользуются тематические (школьный базар и пр.) и сезонные плодоовощные ярмарки.

Доля оборота на розничных рынках и ярмарках  в первом полугодии
2011 года составила 9,9%, что на 8,8 процентных пункта ниже соответствующего периода прошлого года (январь-июнь 2010 года - 18,7%). Возврат покупателей в магазины свидетельствует о том, что экономика автономного округа  постепенно стабилизируется, населением при покупке товаров отдается предпочтение более комфортные условия приобретения товаров. Магазинные формы торговли предлагают разнообразный ассортимент товаров и сопутствующих услуг в широком диапазоне цен.

Материально-техническая база розничной торговли в 2010 году представлена 5630 магазинами торговой площадью  845,9 тыс. кв. метров, На 1000 жителей приходится 557,3 кв. метра торговой площади. Доля небольших магазинов торговой площадью до 50 кв. м по прежнему значительна и составляет 45,9%. Магазины торговой площадью более
1000 кв.м составляют 2,6%. При этом укрупнение торговых объектов продолжается. В первом полугодии 2011 года введено в эксплуатацию 3,4 тыс. кв. метров торговых площадей и предприятий общественного питания
на 178 посадочное место. В прогнозном периоде торговая сеть будет развиваться в направлении укрупнения и специализации непродовольственной торговли и совершенствования самообслуживания при торговле универсальным ассортиментом продовольственных товаров и товаров повседневного спроса. Предпочтительным при планировании и строительстве новых объектов потребительского рынка в прогнозном периоде является создание торговых комплексов, где осуществляется реализация продуктов питания, методом самообслуживания, оказание бытовых услуг, деятельность предприятий общественного питания, досуговых учреждений и специализированных магазинов по продаже непродовольственных товаров.

Несмотря на замедление динамики оборота торговли, сектор характеризуется наименьшим уровнем бизнес-риска в целом,  благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкости продавцов по отношению к ассортиментной и ценовой политике для удержания оборотов торговли на относительно стабильном уровне.

Положительные тенденции, характеризующие развитие промышленного производства, рост доходов населения,  позволяют ожидать в прогнозном периоде увеличение темпов роста потребительского рынка.

Структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые “обязательные” виды товаров.

В прогнозный период одним из наиболее перспективных направлений развития торговой деятельности в Югре, как и в целом в Российской Федерации, станет дистанционная торговля. К видам торговой деятельности, осуществляемым дистанционным способом, относятся торговля через распространителей, с помощью автоматов, через телемагазины, с помощью радио и телефонов, Интернет-торговля. С учетом географических особенностей автономного округа, наличия значительного числа отдаленных друг от друга населенных пунктов, а также динамичного развития технологий, средств связи и коммуникации, отвечающих общемировым тенденциям, развитие дистанционной торговли будет иметь приоритетное значение.

 

3.5 Платные услуги населению

В среднесрочной перспективе, в 2012 - 2014 годах динамика развития рынка платных услуг будет позитивной, и среднегодовой прирост составит 2,9 процента.

Стабильная динамика развития рынка платных услуг населению будет происходить под влиянием факторов как рыночного, так и нерыночного характера. К рыночным факторам можно отнести рост доли предприятий частной и других негосударственных форм собственности, увеличение количества видов платных образовательных, медицинских услуг населению, развитие таких услуг рыночного характера,  как услуги рекламы, правового характера и других видов услуг, развитие малого и индивидуального предпринимательства.

Среди факторов нерыночного характера можно выделить государственное регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей.

Общая динамика развития рынка услуг будет определяться потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных и отдельных видов социально значимых услуг. Доля их в общей структуре платных услуг составит более 50,0%, их потребление малоэластично к доходам населения и будет формироваться как под влиянием неценовых, так и иных факторов.

Сохранятся опережающие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения виды услуг (услуги связи, ветеринарные, спорта, правого характера, медицинские, системы образования, отдельные виды бытовых услуг) при более низком уровне спроса на услуги, малоэластичные к доходам (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды транспортных и бытовых услуг) обязательного характера.

Инфляционная составляющая, как и политика по регулированию изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и отдельных отраслей, сохраняющийся рост административно регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды транспорта (проезд на городском муниципальном автобусе), наличие убыточных производств в отдельных отраслях, оказывающих услуги населению, будут по-прежнему оказывать сдерживающее влияние на расширение рынка услуг.

Развитие услуг, чувствительных к уровню доходов населения, в 2011 - 2014 годах будет характеризоваться относительно высокими темпами роста, особенно услуг связи (среднегодовой темп роста – 4,3 %), услуги правового характера (среднегодовой темп роста – 11,8 %), туристские услуги (среднегодовой темп роста – 3,2 %) и ряд других.

Малоэластичные к доходам услуги населению будут развиваться менее высокими темпами (среднегодовой темп роста составит на жилищные услуги – 2,5 %, коммунальные – 2,1 %, транспортные – 2,7 процента).

 

Динамика физических объемов платных услуг населению

%, к предыдущему году

 

2008 

год

2009 

год

2010 

год

2011 год

оценка

прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Платные услуги населению

104,8

100,1

103,0

103,2

102,3

103,0

103,3

Жилищные

103,7

105,8

107,6

105,2

103,2

101,9

102,4

Коммунальные

95,4

93,3

98,9

101,4

100,9

102,6

102,9

Транспортные

102,2

95,5

98,8

104,2

101,9

103,2

103,1

Бытовые

104,1

101,4

103,7

104,1

102,4

102,4

102,7

Связи

116,1

106,9

108,0

103,5

103,9

104,4

104,7

Образовательные

111,3

106,4

100,9

101,5

101,7

102,0

102,3

Медицинские

103,3

97,9

103,6

102,3

101,9

102,0

103,0

Культуры

100,8

100,9

106,5

104,3

101,0

102,0

102,3

Физической культуры и спорта

111,0

99,0

96,6

101,7

101,0

101,5

102,0

Туристские

100,0

96,1

110,0

103,4

102,5

103,0

104,0

Санаторно-оздоровительные

96,7

86,1

152,2

102,4

101,0

101,3

101,7

Ветеринарные

111,9

103,4

101,2

102,0

101,2

101,6

102,1

Правового характера

104,5

124,6

111,0

111,3

111,5

112,0

112,0

 

Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2012 - 2014 годах не произойдет значительного изменения их структуры. По-прежнему более 30 % от общего объема расходов населения на услуги будет тратиться на услуги, неэластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги, эластичные к доходам населения, – культуры и связи, медицинские и образования, туризма, санаторно-оздоровительные услуги, будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждого из них в общем объеме невысока, за исключением услуг связи, и изменение их объемов не вносит существенного изменения в общую структуру потребления платных услуг населением.

Структура платных услуг

(в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

 

2009 

год

2010 

год

Январь-июнь 2011 год

2012

 год

2013 

год

2014 

год

Платные услуги

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Связи

22,6

24,0

23,3

24,4

24,5

24,7

Коммунальные

22,2

22,6

23,7

21,9

21,9

21,8

Жилищные

13,7

13,5

12,9

13,8

13,7

13,6

Транспортные

20,8

19,4

19,8

19,5

19,5

19,5

Бытовые

6,0

6,3

5,8

6,3

6,3

6,3

Системы образования

6,0

6,2

6,2

6,0

6,0

6,1

Медицинские

4,3

4,3

4,5

4,2

4,2

4,3

Туристские

0,9

0,7

0,5

0,7

0,7

0,7

Санаторно-оздоровительные

1,0

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

Физической культуры и спорта

0,7

0,7

0,8

0,7

0,7

0,7

Учреждений культуры

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

Правового характера

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

Ветеринарные

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Другие виды

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,6

В прогнозном периоде на динамику объема платных услуг населению будет оказывать влияние ускоряющийся темп роста доходов населения и ослабление инфляционного давления. Это будет поддерживать высокие темпы роста на рынке услуг. За 2012 - 2014 годы объем платных услуг населению увеличится на 8,6 % со среднегодовым приростом в 2,9 процента.

Самыми высокими темпами будут расти цены и тарифы на услуги, наиболее востребованные населением.

Среди наблюдаемых видов услуг особое место будет занимать рынок услуг связи, динамичное развитие которого сохранится до 2014 года.

Мобильная связь, как и прежде, будет лидером по объему предоставленных услуг связи для населения, на долю которой приходится более 40 % в общем объеме услуг связи. Ожидается увеличение числа абонентов, подключенных к сетям подвижной электросвязи.

Высокими темпами будет развиваться сектор услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

Ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг будет складываться в 2012 - 2014 годах под влиянием устойчивого опережения роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с другими видами услуг на фоне повышения уровня возмещения населением затрат на их предоставление и сохранения значительного количества семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и граждан, пользующихся льготами на эти услуги.

У домашних хозяйств, в основном в семьях с высоким уровнем достатка, сохранится спрос на отдельные виды бытовых услуг. К этим услугам можно отнести такие их виды, как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья и других построек, услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, ритуальные услуги и т.д., доля которых в объеме бытовых услуг составляет более 50 % всего объема бытовых услуг.

 

3.6. Уровень жизни населения

 

Занятость населения и безработица

В прогнозном периоде, в связи с ростом темпов производства, а соответственно увеличением спроса на труд, численность занятых в экономике постепенно возрастет и в 2014 году составит 912,9 тыс.человек.

Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд к 2014 году уменьшится до 67,9 тыс. человек, или 7,0 % экономически активного населения.

По предварительным прогнозным оценкам, численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в 2011 году может составить 9,8 тыс. человек, а к 2014 году прогнозируется на уровне
9,5 тыс. человек.

 

Динамика численности занятости населения и безработицы (среднегодовая)

 

2010 год 

отчет

2011 год 

оценка

2012 год

2013 год

2014 год

1-й

2-й

1-й

 

2-й

 

1-й

 

2-й

Занято в экономике, тыс. человек

897,3

897,6

902,5

905,6

906,6

910,6

912,9

917,7

Общая численность безработных по МОТ,тыс. человек

68,8

68,6

68,1

68,0

68,0

67,6

67,9

67,4

Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек

9,9

9,8

9,7

9,6

9,6

9,5

9,5

9,4

Уровень безработицы по МОТ к ЭАН, %

7,12

7,10

7,05

7,02

7,03

6,96

7,01

6,93

Уровень зарегистрированной безработицы к ЭАН, %

1,02

1,01

1,0

0,99

0,99

0,98

0,98

0,97

 

В 2011 году в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре реализуется две программы, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда автономного округа. В соответствии с мероприятиями этих программ предусматриваются дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда:

содействие самозанятости (1861 безработных граждан) и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан посредством предоставления субсидии гражданам из числа безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения в установленном законодательством порядке, на организацию предпринимательской деятельности и на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

содействие трудоустройству (364) незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей – инвалидов;

содействие временному трудоустройству 6395 граждан;

опережающее профессиональное обучение и стажировка 620 работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства, женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда.

 

Денежные доходы и расходы населения

После сокращения доходов населения в 2009 году их восстановление  в прогнозном периоде будет идти умеренными темпами. За 2011 - 2014 годы номинальная заработная плата увеличится на 33,0%, денежные доходы населения – на 24,0 процента.

Югра в прогнозном периоде достигнет докризисного реального исчисления заработной платы. Показатели, достигнутые в 2014 году, по реальной заработной плате составят 103,5 % к уровню 2010 года.

Претерпит изменения структура доходов населения. Доля доходов занятых и прочих доходов населения будет снижаться на фоне роста доли социальных трансфертов. Это обусловлено проведением в 2010 году мероприятий, направленных на увеличение пенсионного обеспечения граждан и социальной политики автономного округа. Доля социальных трансфертов в структуре доходов населения возрастет с 10,5% в 2010 году до 11,7%
к 2014 году.

По мере стабилизации экономики в 2012 и 2014 годах ожидается восстановление тенденции увеличения заработной платы. С 2011 года реальная заработная плата будет год от года повышаться и к 2014 году составит  101,6% к уровню предыдущего года. При этом оптимизация издержек производства на оплату труда будет сопровождаться более эффективным использованием трудовых ресурсов во всех видах экономической деятельности.

Полный переход на новые системы оплаты труда с 1 сентября 2010 года предусмотрел увеличение фонда оплаты труда бюджетников на 20,0%, а в отраслях ранее перешедших на новые системы оплаты труда на 11,6%. Это позволило повысить заработную плату бюджетников не менее чем на 10%. В последующие годы для поддержания покупательной способности заработной платы в бюджетных отраслях предусматривается осуществлять ее индексацию в меру роста индекса потребительских цен.

Кроме этого с 1 сентября 2011 года фонд оплаты труда всех учреждений бюджетной сферы проиндексирован на 7% и дополнительно проиндексированы расходы фонда оплаты труда на 18% в отношении отдельных категорий работников:

- по учителям;

- по педагогическим работникам  образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- по работникам дошкольных образовательных учреждений;

- по медицинским работникам дошкольных и общеобразовательных учреждений;

- по наименее оплачиваемым категориям музейных и библиотечных работников.

В результате, по перечисленным категориям работников фонд оплаты труда увеличивается с 1 сентября 2011 года на 25%, а с учётом предыдущего повышения не менее 35%.

Повышение среднемесячной заработной платы возможно за счет экономии фондов оплаты труда в случае оптимизации сети бюджетных учреждений и сокращения численности их работников.

Следует учитывать, что выплата заработной платы работникам бюджетной сферы обеспечивается как за счет средств бюджетов, так и внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Необходимо отметить, что повышение заработной платы должно сопровождаться ростом эффективности функционирования бюджетных учреждений, повышением качества предоставляемых услуг.

В 2012-2014 годах будут реализовываться меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии.

Во всех вариантах прогноза предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения.

Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на индекс потребительских цен в начале года –
 с 1 февраля.

Кроме того, в 2012-2014 годах предполагается дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целом за 2011-2014 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,44 раза.

Индексация социальных пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.

Кроме того, предполагается обеспечить минимальный уровень материальной обеспеченности не ниже прожиточного минимума пенсионера за счет социальных доплат. В случае если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Югре, пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата к пенсии. По данным Минздравсоцразвития России, выплата региональной социальной доплаты осуществляется в 17 субъектах Российской Федерации, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В целом за 2011-2014 годы средний размер дохода пенсионера увеличится в 2,4 раза. При этом прожиточный минимум за этот период возрастет
на 30,8 процента.

 

 

Прогнозные оценки среднемесячной заработной платы

и среднего размера дохода пенсионера

 

2010 год

отчет

2011 год

оценка

Прогноз

2014

к 2010, %

2012

год

2013

 год

2014

год

Номинальная среднемесячная заработная плата, рублей

41314,6

45026,0

47678,0

51167,0

54932,0

133,0

      % к предыдущему году

107,6

109,0

105,9

107,3

107,4

Х

Средний размер дохода пенсионера (на конец года), рублей

11860,5

14205,8

15410,0

16809,7

18430,7

155,4

      % к предыдущему году

120,2

119,8

108,5

109,1

109,6

х

Соотношение среднего размера дохода пенсионера и номинальной среднемесячной заработной платы, %

28,7

31,6

31,7

32,0

32,6

х

 

Реализация указанных выше мер позволит повысить уровень материальной обеспеченности пенсионеров. В результате, коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) повысится в прогнозный период до 32,6%.

В 2012 году величина прожиточного минимума может быть уточнена в связи с актуализацией потребительской корзины на основании ст.3 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и ст.1 Федерального закона от 31.03.2006 № 44-ФЗ
“О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, согласно которым потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет.

Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит не допустить увеличение численности бедного населения. Экономика автономного округа имеет потенциал роста, что создает условия для динамичного повышения денежных доходов населения. В результате, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума ежегодно снижается. В результате, уровень бедности по первому варианту в 2014 году может составить 7,0 процентов, улучшив показатель 2010 года – 10,7%.

 

3.7.  Отрасли социальной сферы

В образовании будут продолжены системные изменения, направленные на обеспечение соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

В основу развития системы образования будут положены принципы, реализованные в приоритетном национальном проекте “Образование”, такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

В прогнозный период предстоит продолжить:

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию, расширение возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

развитие вариативности образовательных программ;

стимулирование изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений;

обеспечение участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

В прогнозный период предстоит обеспечить повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, реструктуризацию и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды, постепенное изменение организационно-правовых форм дошкольных учреждений. Для развития конкуренции предстоит принять меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций.

В среднесрочном периоде прогнозируемая численность детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях имеет положительную динамику и составит к 2014 году 121,5 % от уровня 2010 года. Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями к 2014 году составит более 700 мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет.

Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

В ходе реформирования образования предусматривается поддержка национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, направленной на обеспечение современных условий получения общего образования. В этот период будет продолжено реформирование сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих на старшей ступени общего образования профильное обучение и возможность получения профессиональных навыков.

Предусматривается повсеместное внедрение объективной системы оценки достижений учащихся, основанной на использовании механизма единого государственного экзамена и предметных олимпиад.

В целях повышение конкурентности и открытости общего образования предусматривается обеспечить развитие в образовательных учреждениях общественно-государственных форм управления.

Большое внимание будет уделено укреплению кадрового потенциала общего образования. Новая система оплаты труда будет способствовать повышению профессионального уровня преподавательского состава.

Демографическая ситуация отразится на численности учащихся общеобразовательных школ, которая к 2014 году будет выше уровня 2010 года на 8,5%. В период до 2014 года прогнозируется рост численности первоклассников.

Получат дальнейшее развитие модернизация системы непрерывного образования и поддержка механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования.

Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал автономного округа.

В отрасли здравоохранения будут реализовываться меры по обеспечению стабильности функционирования системы здравоохранения, более эффективному использованию имеющихся финансово-материальных ресурсов.

На территории автономного округа осуществляют свою деятельность более 150 лечебно - профилактических учреждений.

В прогнозном периоде продолжится преобразование системы здравоохранения - повышение эффективности использования ресурсов: приоритет развития профилактических технологий, изменение акцентов в оказании медицинской помощи населению из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно - поликлинической помощи, переход от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эффективно использовать имеющиеся технологии и оборудование и др.

Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи и повышение её доступности для жителей автономного округа в ближайшие годы останется одним из наиболее значимых направлений деятельности системы здравоохранения. В последние годы отмечен неуклонный рост числа жителей, которым оказывается высокотехнологичная медицинская помощь в лечебно-профилактических учреждениях Югры.

В 2012-2014 годах будет продолжено развитие современных перспективных направлений и методик оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Окружные специализированные учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, войдут в единую, совместно с федеральными учреждениями, интегрированную систему оказания медицинской помощи населению Югры.

 Обеспеченность врачами к 2014 году будет составлять 55,4 врача на 10 тыс. населения. Для повышения доступности и качества медицинской помощи на территории автономного округа работает более 130 врачей обшей практики, создаются современные и хорошо оснащенные офисы врачей общей практики.

Планируется расширение видов медицинской помощи, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования,  а именно:

скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации;

высокотехнологичная специализированная медицинская помощь;

лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях.

переход на отраслевую систему оплаты труда и создание необходимых условий для мотивации работников к качественным результатам труда.

До 2014 года запланировано: ввод более 2 тыс. коек стационарных учреждений (15% действующего коечного фонда), поликлиник на
1 700 посещений в смену (4,4% мощностей действующих поликлиник), что позволит существенно обновить материально–техническую базу учреждений здравоохранения, увеличить плановую мощность амбулаторно-поликлинического звена.

Прогноз развития сферы культуры и массовых коммуникаций предполагает создание условий для ее модернизации, а также сохранения и эффективного использования культурного наследия.

Целью государственной политики в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций на 2012 - 2014 годы будет являться дальнейшее развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития России путем развития культурного потенциала регионов России, обеспечивающего повышение конкурентоспособности и социального благополучия в обществе, развития творчества, инноваций, формирования ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Основными направлениями деятельности для достижения поставленной цели определены:

развитие культурных инноваций, традиционной народной культуры;

обеспечение доступности достижений отечественной и мировой культуры;

повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций;

развитие непрерывного образования в сфере культуры, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров и специалистов в области управления, разработка мер по закреплению в организациях отрасли талантливой и профессионально подготовленной молодежи;

обеспечение модернизации музеев и библиотек за счет инвестирования в технологическое обновление, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий;

развитие сектора массовых коммуникаций и информационного пространства.

На 01.01.2011 в автономном округе действуют
237 общедоступных библиотек, включая Государственную библиотеку Югры, учреждений культурно – досугового типа - 207 единиц, число учреждений кинопоказа и киноустановок- 93, число музеев - 37 и семь театров.

Особо острой является проблема состояния материально-технической базы учреждений культуры села. Большое число учреждений культуры на селе находятся в приспособленных, ветхих помещениях.

 

3.8 Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

В период 2012 - 2014 годов деятельность по охране окружающей природной среды будет направлена на стабилизацию экологической обстановки в Югре.

Преимущественно сырьевая система природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду приводит к деградации естественных экологических систем, что ведет к дестабилизации природной среды, утрате ее способности поддерживать надлежащее качество окружающей среды, необходимое для жизнедеятельности общества в настоящее время и в будущем.

Основу региональной экологической политики составляет обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путём достижения следующих тактических целей:

снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию округа;

создание и развитие оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за состоянием окружающей среды;

охрана и восстановление естественных экологических систем;

экологическое воспитание и образование населения.

По итогам предыдущих лет результатом деятельности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности стала общая тенденция к стабилизации состояния всех компонентов окружающей среды автономного округа. Такие результаты стали возможны, благодаря совместным действиям Правительства автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований и предприятий ‑ природопользователей.

Оценка 2011 года и прогнозные показатели на период 2012‑2014 годов составлены с учётом Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 – 2013 годах” и “Чистая вода на 2011-2013 годы”.

Прогноз воздействия на атмосферный воздух предусматривает сокращение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, в основном за счёт увеличения процента утилизации попутного нефтяного газа и доведения его до 95,0%.

 

4. Внешнеэкономическая деятельность

В прогнозном периоде предприятия округа продолжат деловое сотрудничество с предприятиями-партнерами более чем 70-ти стран мира. Основными торговыми партнерами являются: США, Германия, Кипр, Финляндия, Польша, Франция,  Нидерланды, Египет, Чехия; из стран СНГ – Украина, Беларусь, Казахстан.

Установленные плодотворные контакты со многими зарубежными партнерами – компаниями и предпринимателями Канады, США, Германии, Финляндии, Франции и других стран, позволят успешно реализовывать совместные проекты. На территории автономного округа осуществляют деятельность около 250 предприятий с участием иностранного капитала, 8 представительств и 9 филиалов иностранных компаний.

Перспективы развития международных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нацелены на расширение деловых контактов с международными организациями, правительствами и общественными организациями иностранных государств. Туристическая деятельность, которая получила развитие на территории округа, еще одно из направлений международных связей, которое стало источником валютных доходов. Перспективной формой стимулирования внешнеэкономического сотрудничества в настоящее время является выставочная деятельность в целях распространения информации среди деловых кругов зарубежных стран о жизнедеятельности округа, расширения сотрудничества и привлечения инвестиций.

С 2005 года до 2008 года динамика внешнеэкономической деятельности автономного округа определялась максимально высокими ценами на мировых энергетических и сырьевых рынках. Данная тенденция, безусловно, способствовала росту внешнеторгового оборота округа. Во внешнеэкономической деятельности округа ведущее место занимает экспорт в страны дальнего зарубежья. Основными видами экспортных поставок остаются сырая нефть (98,0% от общего объема поставок) и продукция деревообработки.

Улучшение в 2010 году внешних конъюнктурных условий положительно отразилось на динамике внешнеторгового оборота. За 2010 год оборот составил 17,1 млрд. долларов США, что на 19,6% выше уровня 2009 года.

На период 2011‑2014 годов прогнозируется увеличение стоимостного объема экспорта, что обусловлено предполагаемым ростом уровня мировых цен на нефть марки “Urals”. В общем объеме экспорта поставки продукции деревообработки занимают незначительную долю, но в прогнозном периоде предполагается увеличение поставок данного вида продукции, что стало возможным благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции, выпускаемой деревообрабатывающими предприятиями округа.

На период 2011-2014 годов по обоим вариантам прогнозируется рост импорта. В структуре импорта автономного округа преобладают следующие группы товаров: машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них. Импорт способствует развитию в автономном округе промышленного производства за счет внедрения новейшего оборудования, не имеющего аналогов в России, привлечение передовых технологий и эффективного менеджмента, а также обмену опытом в области улучшения социальной зашиты и повышения жизненного уровня населения округа.

Опубликовано: 18.06.2013 09:36        Обновлено: 12.07.2016 10:51