Размер:
Цвет:

Александр Александрович Чепкасов – директор Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Вопрос № 2

 

Информация

Директора Департамента государственного заказа

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Александра Александровича Чепкасова по вопросу

«О реализации в автономном округе мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2013 № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

город Ханты-Мансийск                                                           6 декабря 2013 года

Введение

5 апреля 2013 года принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе). Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Законом о контрактной системе реализован новый для Российской Федерации подход - на месте нынешней системы закупок, регулирующей только одну стадию удовлетворения общественных потребностей: размещение заказов, создается новая система, регулирующая полный цикл закупок, включая: двухэтапное планирование, осуществление закупочных процедур, а также исполнение контрактов и содержательный аудит полученных по ним результатов. В качестве дополнительных мер направленных на предотвращение проявления коррупции и других злоупотреблений при проведении закупок, повышается их прозрачность и публичность, так законом вводится: общественное обсуждение закупок, независимая экспертиза результатов исполнения контрактов, общественный контроль.

Важное принципиальное новшество создаваемой системы – это изменение акцентов в целеполагании государственных и муниципальных закупок. Вместо текущего стремления к низкой цене контракта, ставится задача обоснования необходимости самой закупки, а также последующего отчета заказчика о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные по ней цели. Контрактная система позволит построить управление проектами и программами, оценивающее деятельность заказчиков не с точки зрения «сколько потрачено», а с позиции «что достигнуто».

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра проводит работу по формированию окружной системы размещения заказов, отвечающей требованиям контрактной системы, с конца 2010 года. За указанный период в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализованы отдельные элементы контрактной системы, такие как планирование закупок, порядок расчета начальной цены контракта, формирование сборника типовых контрактов и технических заданий, сервисы учета сведений о закупках и заключенных контрактах в автоматизированной информационной системе «Государственный заказ» (далее – АИС «Госзаказ»)и другое.

Непосредственно к созданию контрактной системы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре приступили в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации от 12.12.2012. Так, распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 января 2013 года № 59-рг «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, перечней поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации», были определены мероприятия по подготовке к переходу к контрактной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. После принятия Закона о контрактной системе, в целях уточнения перечня мероприятий и сроков их реализации в автономном округе, распоряжением Губернатора автономного округа от 17 мая 2013 года № 332-рг были внесены изменения в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 января 2013 года № 59-рг.

Во исполнение пункта 10.9.2 Плана мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, перечней поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 января 2013 года № 59-рг, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2013 № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» утверждена Концепция перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее - Концепция) и план мероприятий по реализации Концепции с учетом мероприятий и сроков их реализации указанных в Плане мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Закона о контрактной системе (поручение ДМ-П13-3339 от 21 мая 2013 года).

Концепция разработана с целью определения основных приоритетов и направлений формирования и развития контрактной системы автономного округа, отвечающей требованиям Закона о контрактной системе.

Главными задачами Концепции являются определение мероприятий, необходимых для организованного перехода заказчиков автономного округа к проведению закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, установление оптимальной степени централизации закупок и совершенствование системы закупок автономного округа.

Концепцией предложено сформировать контрактную систему в автономном округе учитывающую значительный положительный опыт автономного округа в управлении закупками, в том числе опыт централизации закупок через уполномоченный орган (Функции уполномоченного органа выполняет Депгосзаказа Югры) и осуществления контроля в сфере закупок. Также, учитывая увеличение функций, этапов, процедур закупочной деятельности в связи с принятием Закона о контрактной системе Концепцией предложено рассмотреть возможность создания подведомственного Депгосзаказа Югры казенного учреждения, обеспечивающего не позднее чем, с 1января 2015 года, выполнение полномочий на планирование закупок, исполнение контрактов, в том числе обеспечение приемки и оплаты по контрактам в интересах отдельных исполнительных органов государственной власти автономного округа и (или) отдельных казенных учреждений автономного округа и увеличение штатной численности Депгосзаказа Югры.

 

Правовое и методическое обеспечение перехода к контрактной системе в автономном округе.

По состоянию на 25 ноября 2013 года, в рамках реализации плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе, Депгосзаказа Югры, как ответственным исполнителем, разработаны проекты всех нормативных правовых актов, подлежащих принятию до 1 января 2014 года, а также утверждены приказами[1] все методики, типовые формы и документы, предусмотренные указанным планом.

Из перечня нормативных правовых актов, предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе приняты:

- закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 101-оз от 24 октября 2013 года «О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 433-п от 11 октября 2013 года «О типовых контактах (типовых условиях контрактов) заключаемых для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, случаях и условиях их применения».

В качестве соисполнителя Депгосзаказа Югры направил в Юграконтроль предложения в Порядки осуществления контроля в сфере закупок органом внутреннего государственного финансового контроля автономного округа, и осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для их дальнейшего согласования в установленном порядке.

Проекты постановлений Правительства автономного округа «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» прошли, полный этап согласования и направлены в установленный срок в Правовое управление Аппарата Губернатора автономного округа.

К проектам постановлений Правительства автономного округа «Об утверждении правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Об определении случаев банковского сопровождения контрактов» в ходе согласования поступили предложения о целесообразности их принятия после выхода соответствующего нормативного правового акта на федеральном уровне.

Необходимо отметить, что в октябре текущего года, по ряду мероприятий Плана Правительства Российской Федерации по реализации Закона о контрактной системе от 21.05.2013, срок исполнения был перенесен на декабрь 2013 года (поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 15.10.2013).

Учитывая, что в соответствии с Законом о контрактной системе, отдельные документы принимаются субъектами Российской Федерации, на основании актов принятых федеральными органами государственной власти, часть подготовленных Депгосзаказа Югры нормативных правовых актов[2] не была согласована Правовым управлением Аппарата Губернатора автономного округа:

- проект постановления Правительства автономного округа об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- проект постановления Правительства автономного округа об утверждении правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- проект постановления Правительства автономного округа об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов;

- проект постановления Правительства автономного округа о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (вносит изменения в порядок работы АИС «Госзаказ» и сайта ozh mao.ru).

С учетом вышеизложенного Депгосзаказа Югры подготовлены проекты распоряжения Губернатора автономного округа от 31.01.2013 № 59-рг «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012, перечней поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации», постановления Правительства автономного округа «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2013 года № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», которыми предлагается скорректировать срок реализации отдельных мероприятий, с учетом сроков установленных в поручении Председателя Правительства Российской Федерации от 15.10.2013.

Соответственно после принятия нормативных правовых актов федеральными органами государственной власти, Депгосзаказа Югры в установленном порядке вынесет на заседания Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проекты документов прошедших согласование по состоянию на 25 ноября 2013 года.

 

Ресурсное обеспечение перехода к контрактной системе в автономном округе.

В 2013 году продолжена работа по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов. При проведении образовательных мероприятий особое внимание уделено переходу на контрактную систему, поскольку Законом о контрактной системе установлен принцип профессионализма[3] в сфере закупок, в соответствии с которым[4] с        1 января 2014 года работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Так, в 2013 году Депгозаказа Югры проведено 3 семинара посвящённых переходу к контрактной системе, в которых приняли участие более 800 руководителей и специалистов органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления автономного округа.

В период с сентября по декабрь 2013 года Депгозаказа Югры совместно с Депполитики Югры проведено четыре этапа курсов повышения квалификации государственных и муниципальных заказчиков автономного округа по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», на которых обучено более 520 человек.

В органах государственной власти и государственных учреждениях автономного округа, на основании типовых положений и регламентов разработанных Депгозаказа Югры осуществляются мероприятия по созданию контрактных служб и изменению должностных регламентов ответственных сотрудников.

Депгозаказа Югры проведены работы по модернизации АИС «Госзаказ». Расширен перечень способов размещения заказов, изменены в соответствие с требованиями закона наименование и содержание вносимой информации. Соответственно заказчики автономного округа в настоящее время имеют возможность формировать план и план-график закупок на 2014 год, а 1 января 2014 года проведение закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Финансовое обеспечение перехода к контрактной системе в автономном округе в 2013 году осуществляется в рамках сметы расходов Депгозаказа Югры, а также в рамках Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество – Югра» на 2011 – 2015 годы. В 2014-2015 годы финансовое обеспечение перехода к контрактной системе в автономном округе планируется  осуществлять исключительно в рамках сметы расходов Депгозаказа Югры.

 

Вывод

Учитывая изложенное можно сделать вывод, что Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в целом готов к вступлению в силу Закона о контрактной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложения

Депгосзаказа Югры в протокол заседания межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции

 

 

1. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставить Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информацию (включая подведомственных заказчиков автономного округа) о создании контрактной службы и (или) назначении контрактных управляющих, об утверждении положения о контрактной службе и (или) должностных инструкций контрактных управляющих, об утверждении положения о единой комиссии по осуществлению закупок и состава данной комиссии.

Срок: до 20 декабря 2013 года.

2. Департаменту внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечить проведение на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обучение специалистов заказчиков автономного округа, муниципальных образований автономного округа, уполномоченного и контрольных органов автономного округа в сфере закупок на курсах повышения квалификации в соответствии с Законом о контрактной системе.

Срок: до 1 декабря 2015 года.

 



[1] Перечислены в прилагаемой информации об исполнении Плана мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
[2] Перечислены в прилагаемой информации об исполнении Плана мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по состоянию на 25.11.2013.
[3] Статья 9 Закона о контрактной системе.
[4] Часть 6 статьи 38, часть 5 статьи 39,часть 23 статьи 112Закона о контрактной системе.

 

Опубликовано: 02.12.2013 15:43        Обновлено: 06.12.2013 10:25