Размер:
Цвет:

(прилагается)

Информация

об исполнении «Плана противодействия коррупции  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 

на 2012-2013 годы» в 2012 году

 

План противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – План) утвержден 31.01.2012 года распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ) № 36-рг.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.03.2012 №297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (далее – Указ) вопрос «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» на основании поступивших предложений исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры распоряжением Губернатора автономного округа от 30.04.2012 № 266-рг» внесены изменения в ранее утвержденный План.

Деятельность исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере противодействия коррупции в текущем году осуществлялась с соблюдением требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и подзаконными правовыми актами в виде Указов Президента Российской Федерации, а также утвержденного Плана.

В 2012 году Планом предусмотрена реализация 25 мероприятий, касающихся нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности, мер по совершенствованию государственного управления и установлению антикоррупционных механизмов, информационного обеспечения антикоррупционной деятельности и взаимодействия с институтами гражданского общества, кадрового и образовательного обеспечения.

Так, в текущем году в ходе реализации Плана в целях приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством приняты следующие нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции:

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2012 №71 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 10.04.2012 № 53 «О внесении изменения в приложение 1 к Постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2009 года № 198 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 05.06.2012 № 85 «О внесении изменений в Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2009 года № 130 «О Перечне должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

- постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.04.2012 № 59 «О внесении изменений в приложение к Постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2010 года № 72 «О Положении о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и государственными гражданскими служащими  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к служебному поведению»;

- закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.12.2012 № 140 «О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2004 года № 97 «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предусматривающий дополнение главы V положениями о наделении Губернатора автономного округа полномочиями по утверждению перечня должностей государственной гражданской службы автономного округа, по которым предусмотрена ротация гражданских служащих автономного округа, и плана проведения ротации гражданских служащих автономного округа.

В ходе исполнения мер по совершенствованию государственного управления и установлению антикоррупционных механизмов течение 2012 года осуществлены:

- перевод в промышленную эксплуатацию системы межведомственного электронного взаимодействия. Во исполнение государственного контракта от 13.07.2011 № 07/11.0074 Департаментом информационных технологий автономного округа совместно с Ханты-Мансийским филиалом ОАО «Ростелеком» осуществлено подключение и интеграция региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (протокол от 18.04.2012).

В ходе технологического обеспечения перехода на межведомственное электронное взаимодействие рабочие места сотрудников всех исполнительных органов государственной власти автономного округа (в 25 ИОГВ) и органов местного самоуправления (в 106 муниципальных образованиях) подключены к РСМЭВ. На рабочих местах установлено необходимое программное обеспечение (VIP.NET-клиент) и выданы электронные подписи. С целью обеспечения межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении 62 государственных услуг и 15 типовых муниципальных услуг ОАО «Ростелеком» предоставлен доступ к 19 (из 26) электронных сервисов федеральных органов исполнительной власти и введено в промышленную эксплуатацию 26 (из 26) электронных сервисов регионального уровня, поставщиками которых являются исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вопрос о реализации указанного мероприятии рассмотрен на заседании Совета 28.09.2012 года;

- организовано проведение проверок эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования имущества в соответствии с осуществляемыми функциями и полномочиями учредителя государственных учреждений.

Во исполнение распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 30.12.2011 года № 06-2669/11-0 «Об утверждении плана выездных проверок использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами государственной власти и государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» специалистами Департамента проведено 27 плановых и 4 внеплановых проверки 66 объектов недвижимого и 543 объектов движимого имущества (в том числе 117 автотранспортных средств), закрепленного на праве оперативного управления. В ходе проверок нарушений не выявлено.

Распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 12.12.2011 № 2242 утвержден план проведения контрольных мероприятий в отношении подведомственных учреждений. В настоящее время проводится проверка казенного учреждения «Центр организации торгов».

Проведены 3 внеплановые проверки использования земельных участков, находящихся в собственности автономного округа. Выявлены 2 нарушения земельного законодательства (самовольный захват). По результатам претензионной работы участки освобождены.

В  2012 году в соответствии с утвержденным графиком проведения проверок целевого использования государственного имущества проверено 28 объектов. Кроме этого по поручению Губернатора автономного округа от 27.08.2012 и в соответствии с распоряжением Депимущества от 17.09.2012 № 13-Р-1850 проведено 27 внеплановых проверок.

В ходе проверок выявлены нарушения в части передачи имущества в субаренду третьим лицам без согласования с Депимущества Югры и без проведения торгов на право субаренды.

В настоящее время для учета государственного имущества автономного округа, а также имущества муниципальных образований ведется внедрение единой информационной базы программного комплекса «SAUMI».

Ряд мероприятий по совершенствованию системы учета имущества и оценке эффективности его использования осуществлен органами местного самоуправления. В отчетном периоде обеспечено проведение 63 плановых и внеплановых проверок муниципальной собственности, устранение недостатков в этой сфере.

Проведена инвентаризация имущества на предмет выявления бесхозного и требующего постановки на учет, а также имущества, не используемого для реализации полномочий муниципального образования, инвентаризация земельных участков. Осуществляется постановка на учет и государственная регистрация объектов недвижимости, передача имущества в федеральную и окружную собственность.

Вопрос об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов рассмотрен на заседании Совета 27.10.2012 года;

- Департаментом государственного заказа автономного округа совместно с Департаментом экономики автономного округа осуществлены мероприятия в сфере совершенствования антикоррупционной деятельности в сфере госзаказа. Так, на базе автоматизированной информационной системы «Государственный заказ» (далее – АИС «Госзаказ») разработана система выявления правонарушений в сфере размещения заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая в настоящее время введена в промышленную эксплуатацию.

В указанную систему включен ряд контролей, которые не позволят государственному заказчику выполнить в АИС «Госзаказ» действия (в части сроков проведения процедур), приводящие к нарушению законодательства в сфере размещения заказов, и служба оповещения, информирующая государственного заказчика в личном кабинете на сайте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сети Интернет для ввода информации о размещении заказов для государственных нужд автономного округа www.ozhmao.ru о не размещении или несвоевременном размещении информации о заказах.

На отчетную дату системой установлено 131 нарушение законодательства о размещении заказа, из которых практически половина (61 или 46,6%) связаны с нарушениями норм законодательства в части интеграции с федеральным сайтом размещения заказа (www.zakupki.ru) и региональным сайтом (www.ozhmao.ru). Приняты меры по их устранению.

Организовано и проведено два семинара, связанных с размещением госзаказа, в том числе 29.05.2012 года по теме: «Размещение государственного заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Федерального Закона № 94–ФЗ» (приняло участие 288 представителей государственных и муниципальных заказчиков)  и 19.09.2012 года по теме: «Федеральная контрактная система. Практические вопросы применения Закона № 94-ФЗ»  (приняло участие 311 представителей государственных и муниципальных заказчиков);

- в целях осуществления мониторинга эффективности принимаемых органами местного самоуправления автономного округа мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений, сотрудниками Аппарата Губернатора автономного округа осуществлены выезды в муниципальные образования автономного округа: города Когалым, Пыть-Ях, Нефтеюганск, Сургут и Нефтеюганский район. По результатам мониторинга внесены предложения по устранению выявленных недостатков, в том числе в части подготовки муниципальных нормативных правовых актов, касающихся противодействия коррупции в муниципальном образовании, вовлечения институтов гражданского общества в противодействие коррупции, выработке антикоррупционных механизмов в различных областях деятельности, совершенствования деятельности координационных органов, устранения недостатков при рассмотрении актов прокурорского реагирования;

- приказом Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа (далее также – Депимущества) от 27.09.2012 № 13-Р-1966 утверждена система показателей эффективности управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включающая в себя методику расчета показателей. В ходе ее внедрения проведен мониторинг эффективности управления государственным имуществом автономного округа на 01.10.2012, результаты которого представлены 06.12.12 на совещании руководителей органов по управлению имуществом и земельными ресурсами муниципальных районов и городских округов автономного округа, а также размещен на официальном сайте Депимущества (dgs@admhmao.ru). Результаты мониторинга соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований законодательства при предоставлении земельных участков и контролю за их использованием рассмотрены 06.12.2012 на совещании с руководителями органов по управлению имуществом и земельными ресурсами муниципальных районов и городских округов автономного округа;

Предприняты меры по информационному обеспечению антикоррупционных мероприятий, по взаимодействию с институтами гражданского общества и проведению социологических исследований.

Так, Департаментом общественных связей автономного округа в период с 1 по 22 июня проведена первая волна ежегодного мониторинга отношения жителей региона к проблеме коррупции и мерам, предпринимаемым органами власти по противодействию ей. В опросе приняло участие 3300 респондентов в возрасте от 18 лет из 22 муниципальных образований автономного округа. Данные, полученные по итогам первой волны опроса, отражают тенденцию снижения остроты проблемы коррупции в регионе, а также коррупционных рисков.

Вторая волна исследования и подготовка сводного анализа будет осуществлена в декабре 2012 года.

По результатам мониторинга СМИ Югры за период с 01.01.2012 года по 01.12.2012 года зафиксировано 836 материалов, относящихся к теме «профилактики коррупционных проявлений в средствах массовой информации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Большинство материалов размещены в печатных изданиях и электронных ресурсах:  печатные СМИ – 346, Интернет-ресурсы – 267, телевидение – 223. Наиболее активно данная тема поднималась в следующих СМИ: ИА «Югра-Информ», ИА «Мангазея», СИА «Пресс», газеты «Сургутская трибуна», «Новости Югры», «Варта», «Местное время», ГТРК «Югория», ОТРК «Югра», ТРК «СургутИнформТВ», «Няганский телеканал».

Основными информационными поводами для появления тематических материалов в текущем году стали:

- обращение органов власти Югры к жителям округа с просьбой озвучить свои идеи и предложения по эффективной борьбе со взятками;

- круглые столы, посвященные противодействию коррупции;

- социальные акции – «Сообщи о коррупционере», «Нет коррупции!» и другие;

- утверждение регионального плана противодействия коррупции на 2012‑2013 годы;

- интервью с представителями органов власти Югры по вопросам противодействия коррупции;

- информация о фактах коррупции: статистика правоохранительных органов;

- результаты изучения общественного мнения о коррупции;

- заседания межведомственного Совета по противодействию коррупции.

На окружных телеканалах прошли интервью с руководителями органов исполнительной власти по разъяснению антикоррупционных приоритетов на темы: ликвидация очередей в детские сады, на прием к врачам, коррупция и высшее образование, борьба с коррупцией в правоохранительных органах, коррупция на дорогах и другие.

В окружных газетах «Новости Югры» и «Местное время» созданы специальные рубрики «Борьба с коррупцией – дело каждого».

На сайтах РИЦ «Югра» и ИА «Югра-Информ» размещены флеш-баннеры «телефон доверия» с указанием регионального номера и описанием механизма работы службы.

Кроме того, во втором квартале 2012 года для представителей СМИ Департаментом общественных связей совместно с Общественной палатой Югры организован и проведен круглый стол на тему «Оптимизация антикоррупционной пропаганды в СМИ», а также учебный семинар на тему «Выработка системных подходов к объективной подаче в СМИ информации о классических случаях бытовой коррупции».

Реализованы меры по кадровому и образовательному обеспечению антикоррупционной деятельности.

В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики автономного округа от 13.08.2012 № 999 проведен конкурс научно-исследовательских работ по антикоррупционной тематике среди студентов, аспирантов, молодых ученых учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по номинациям:

- антикоррупционная пропаганда и мероприятия по снижению рисков возникновения коррупционных проявлений;

- пути повышения эффективности в организации контроля и профилактики коррупционных проявлений;

- информационно-пропагандистское воздействие на граждан в целях недопущения вовлечения в «бытовую» коррупцию;

- борьба с коррупцией через образование: образовательно-просветительские программы по вопросам предупреждения коррупции (для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Работа победителя (представителя ГОУ Сургутский филиал «Тюменского Государственного нефтегазового университета») конкурса в номинации «Борьба с коррупцией через образование: образовательно-просветительские программы по вопросам предупреждения коррупции (для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования)» в ноябре 2012 года направлена в учреждения профессионального образования для организации просветительской работы по антикоррупционной тематике, проведения элективных курсов и использования во внеучебной работе.

В учебный план всех образовательных учреждений включены предметы («Окружающий мир», «Граждановедение», «Обществознание», «История», «ОБЖ»), интегрированные и элективные курсы, образовательные модули, направленные на формирование правовой культуры обучающихся, включающие знания о правовых аспектах жизни, правах и обязанностях человека и гражданина. Содержание программ направлено на овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также навыками ответственного поведения, снижающего вероятность совершения правонарушений, в том числе коррупционной направленности.

В целях совершенствования механизма проведения проверок действующая нормативная правовая база автономного округа в 2012 году приведена в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ.

Вопросы, связанные с проведением проверочных мероприятий, выносились для обсуждения с руководителями подразделений по вопросам государственной службы и кадров исполнительных органов государственной власти автономного округа, председателями и секретарями комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских (муниципальных) служащих на ежеквартальных совещаниях (24 и 27 января 2012 года, 9 февраля и 12 апреля 2012 года), а также на заседании коллегии по вопросам кадровой политики при Департаменте внутренней политики автономного округа (28 марта 2012 года).

Согласно плану работы межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции на заседании Совета в сентябре 2012 года рассмотрен вопрос о результатах представления гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской (муниципальной) службы, государственными гражданскими (муниципальными) служащими автономного округа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

Осуществлены мероприятия по установлению достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими за 2011 год. Всего подготовлено 18594 запроса в отношении гражданских служащих, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни должностей, и членов их семьей, в отношении муниципальных служащих - 35868 запросов.

Продолжается проверка подлинности дипломов о соответствующем профессиональном образовании гражданских (муниципальных) служащих. В 2011 - 2012 годах кадровыми службами органов государственной власти автономного округа и кадровыми службами органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ведутся проверки соблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской (муниципальной) службы, в части наличия/отсутствия неснятой или непогашенной судимости, осуществления предпринимательской деятельности, а также участия в составе учредителей организаций. Факты, свидетельствующие о несоблюдении названных ограничений, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. 

Последовательно осуществляются проверки достоверности представленных персональных данных и иных сведений в отношении граждан, претендующих на замещение должностей гражданской (муниципальной) службы в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа автономного округа.

В целях урегулирования вопроса применения взыскания за коррупционные правонарушения на муниципальной службе в соответствии со статьями 14.1, 15, 27, 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» принято Постановление Губернатора автономного округа от 23.05.2012 №76 «О порядке применения взыскания за несоблюдение муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».

На заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, рассмотрены материалы проведенных проверок в отношении гражданских (муниципальных) служащих, и с учетом рекомендаций Комиссии применены дисциплинарные взыскания (замечание, выговор) 21 гражданскому служащему и 146 муниципальным служащим.

В 2012 году на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих автономного округа, муниципальных служащих муниципальных образований автономного округа и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), установлено 22 случая возникновения конфликта интересов, в том числе в отношении 5 государственных гражданских служащих автономного округа и 17 муниципальных служащих.

Основная часть нарушений (19 случаев) связана с владением ценными бумагами, акциями, не переданными в доверительное управление в соответствии с требованиями части 2 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

По результатам рассмотрения указанных вопросов комиссиями приняты решения рекомендовать государственным гражданским и муниципальным служащим в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие им ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. В одном случае к государственному гражданскому служащему применено дисциплинарное взыскание – выговор.

Кроме того, комиссиями установлены случаи возникновения конфликта интересов, связанных с:

представлением муниципальным служащим интересов третьего лица в органе местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы;

включением в состав муниципальной комиссии по приему объекта лица, участвовавшего в строительстве объекта.

По результатам рассмотрения вопросов решениями комиссий рекомендовано привлечь муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности.

В качестве оказания методической помощи для организации данной работы в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа направлены специальные тематические материалы, подготовленные с учетом периодических обзоров федерального законодательства, а также в ходе изучения практики субъектов Российской Федерации в указанной сфере деятельности.

Так, во втором квартале текущего года в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа направлено письмо с рекомендацией о проведении аппаратной учебы с государственными гражданскими (муниципальными) служащими с целью изучения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и внесенными изменениями в указанное Постановление от 22.05.2012 № 7 (связанными с изменениями в части оснований разграничения квалификации получения взятки за действия (бездействие), которые входят в полномочия  должностного лица, от получения взятки за незаконные действия (бездействие)).

В органы государственной власти автономного округа направлен приказ Депполитики Югры от 19.09.2012 № 179 «Об утверждении методических рекомендаций по поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при возникновении ситуаций коррупционной направленности», в соответствии с которым во всех исполнительных органах государственной власти автономного округа, государственных органах автономного округа проведены аппаратные учебы с гражданскими служащими в III квартале 2012 года. В ходе указанных аппаратных учеб особое внимание уделялось разъяснению положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Аналогичная работа проведена с муниципальными служащими в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

В отдельных органах государственной власти автономного округа в должностные регламенты гражданских служащих включены положения об обязанности принимать меры, направленные на повышение своей правовой грамотности и правосознания граждан в пределах своей компетенции, а также об обязанности руководителей обеспечивать развитие правовой грамотности сотрудников, находящихся в их подчинении.

Для специалистов кадровых служб органов местного самоуправления, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (97 чел.) проведен семинар-совещание на тему «Совершенствование работы в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе» (24.01.2012).

Вопрос «О предоставлении государственными и муниципальными служащими справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год» рассмотрен 28.03.2012 на заседании коллегии по вопросам кадровой политики при Департаменте внутренней политики автономного округа с участием представителей органов местного самоуправления.

С участием представителей правоохранительных, налоговых органов и органов прокуратуры автономного округа 28.05.2012 проведено совещание по вопросам определения единых подходов в применении законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе в части изменений, внесенных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Общее число гражданских служащих, прошедших повышение квалификации по программе «Антикоррупционные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих», в 2012 году составило 88 человек, в том числе 10 служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции. Вопросы антикоррупционной направленности включены во все учебные планы курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих.

Таким образом, запланированные в 2012 году мероприятия, предусмотренные Планом противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре исполнены в полном объеме.