Размер:
Цвет:

Доклад

Доклад
на заседании Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
по противодействию экстремистской деятельности

26 марта 2012 года по вопросу

“О результатах исследований общественного мнения о межконфессиональных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”

Третьяков Антон Валерьевич – директор Департамента общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(Слайд 1)

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В декабре 2011 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Департамента общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с целевой программой автономного округа “Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы” проведено социологическое исследование по изучению состояния межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Исследование проведено методом личного формализованного интервью по месту жительства. Всего опрошено 6 600 человек в 22 муниципальных образованиях автономного округа. Статистическая погрешность не превышает 3 %. Данные представлены в процентном отношении от числа опрошенных, если не указано иначе.

(Слайд 2)

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЮГРЫ

Общая конфессиональная структура жителей Югры, выявленная методами массового опроса включает только три крупнейшие группы:

православных (57%),

атеистов (28%),

мусульман (13%).

Мелкие религиозные группы оказались за пределами статистической заметности и набрали менее 1%.

Доля мусульман в Югре в целом соответствует среднероссийским данным. Повышенная в 1,5-2 раза доля исповедующих Ислам попала в выборку в Когалыме, Сургуте, Сургутском районе, Покачах, Радужном.

Исследование подтвердило сохранение крупной группы атеистов (около трети опрошенных).

В отношении национальной самоидентификации исследование выявило картину, сравнимую со статистикой. Тремя основными статистически значимыми этническими группами оказались:

русские – 72%;

татары – 7%;

украинцы – 5%.

Таким образом, удельный вес татар и украинцев оказался в 2 раза выше среднего по России (татары -3,9, украинцы – 1,4% по переписи 2010 года). Наоборот, удельный вес русских в выборке оказалась на 9% ниже среднероссийской доли (80,9% в 2010 году).В итоге национальная структура Югры отличается от общероссийской более низкой долей русских, и более высокой – отдельных крупных нетитульных меньшинств.

(Слайд 3)

ЮГОРЧАНЕ О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗНООБРАЗИИ

Распределение ответов показывает плюралистические убеждения примерно 2/3 граждан округа в сфере межконфессиональных отношений. Речь идёт о своеобразной традиционной российской версии толерантности и свободы совести, которая предполагает позитивное восприятие других народов и вероисповеданий в рамках евразийского пространства. Однако 22% выступают против разнообразия религий. Возможно, их число бы увеличилось за счёт колеблющихся и скрывших своё мнение в 14% категории затруднившихся ответить. В любом случае, их общая численность вряд ли превысила 1/3 респондентов, что говорит об отсутствии критической массы для межрелигиозных конфликтов.

(Слайд 4)

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ

В ходе исследования религиозной терпимости была выявлена доля носителей наибольшей симпатии и антипатии к представителям основных религий. Анализ этих данных подтвердил религиозную индифферентность 2/3 опрошенных (66% - ни к кому не испытывают наибольшей симпатии, ко всем одинаково).

Кроме того, анализ подтвердил позиции Православия, симпатию людям Православного христианства высказали 24% опрошенных. Симпатизируют Исламу – 4%. Все остальные религии оказались вне какого-либо позитивного интереса.

(Слайд 5)

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО КОНФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ

Притеснениям в религиозном плане подвергается лишь 6% жителей региона, что говорит о соблюдении прав и свобод абсолютного большинства граждан. Хотя есть и некоторый повод для беспокойства. Дискриминация в связи с религией касается относительно небольших меньшинств в диапазоне от 10 до 20% опрошенных. Тем не менее, эта довольно большая часть общества, на интересы которой нужно обратить внимание. Судя по характеру сфер, можно предположить, что речь в основном идёт об адептах нетрадиционных религий, а также мусульманах.

При приёме на работу с дискриминацией сталкивается 16% опрошенных; 82% не испытывали дискриминации в этой сфере. Данный показатель логически можно интерпретировать как нежелание работодателей иметь дело с представителями определённых национальностей, а также с людьми “странных убеждений”. Не исключено, что в их число могли попасть и особо ревностные православные. Возможно также влияние при ответах на этот вопрос стереотипа о национальнойклановости в некоторых организациях. Больше других категорий с этим сталкивались те, кто живёт в округе от 5 до 10 лет, то есть мигранты, которые успели получить определённый опыт смены работ. Наименьшая дискриминация отмечена при приёме на учёбу. Тем не менее, и она имеет место в отношении 9% опрошенных. Данный показатель никак не зависит от возраста опрошенных и срока их жизни в регионе.

Наиболее проблемной с точки религиозной дискриминации является пребывание в общественных местах (магазины, учреждения, транспорт). 20% признали эту проблему, в том числе, 7% - постоянно. В этой категории мы также находим превышение на 4% доли мигрантов с периодом жизни в округе с 5 до 10 лет. В итоге можно предположить, что мнение о том, что в Югре имеет место религиозная дискриминация, разделяет в основном меньшинство, придерживающееся других религий, за исключением РПЦ, а также лица, прибывшие в округ в последнее десятилетие по экономическим мотивам.

(Слайд 6)

НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ УГРОЗЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМУ МИРУ В ЮГРЕ

Наличие угрозы видят лишь 20%, из них лишь 7% - вполне реальную. 70% уверено заявили об отсутствии такой угрозы.

Среди 20% респондентов, заявивших о наличии угрозы межконфессиональному миру, 28% указали на Ислам, ещё 12% - на кавказцев, 6% в сумме – на дагестанцев, чеченцев, азербайджанцев. Таким образом, около 10% всех жителей (50% из 20% видящих угрозу), видят её именно в исламских народах Кавказа. Более трети увидевших угрозу, отказались указать её источник.

Видение угрозы зависит от собственной этноконфессиональной принадлежности. Так, в 3 раза меньше татар(11%), чем русских (30%), указали на Ислам, как на источник угрозы.

Остальные факторы носят частичный характер (сектанты, мигранты, власти, и другие).

Среди муниципалитетов угрозу межконфессиональному миру чаще видят в Нефтеюганске (42%), Нягани (30%), Сургуте (31%), Белоярском районе (30%), Сургутском районе (28%).

(Слайд 7)

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ

Большинство опрошенных (76%) не смогли припомнить проявлений местных меж- или внутриконфессиональных конфликтов. Частоту местных конфликтов, связанных с вопросами религии, можно определить как низкую – всего 7% указали на то, что они происходят часто и 17% - на единичные.

В связи с тем, что религия утратила первостепенную субъективную значимость для большинства граждан, конфликты на религиозной почве стали редкостью.

Тем не менее, аномально повышенную частоту проявлений регулярных и разовых в сумме этноконфессиональных конфликтов без указания участников на своих территориях (в среднем по округу 24%) в ходе анализа показали такие муниципалитеты, как: Когалым (73%), Нягань (42%), Радужный (54%), Ханты-Мансийск (46%).

(Слайд 8)

СЕКТЫ В ЮГРЕ

Судя по ответам на вопрос о важности проблемы сект, секты получили заметное распространение в округе. Охватывая незначительное меньшинство жителей, они, тем не менее, оказывают воздействие на состояние минимум 31% граждан, из которых 16% рассматривают их как крупную проблему. 58% не видят проблемы в сектах.

Среди 31% опрошенных, считающих секты реальной проблемой Югры, внимание сосредоточено на двух крупных сектантских организациях: иеговистах (38%) и адвентистах седьмого дня (38%). Баптистов отметили лишь 8%.

(Слайд 9)

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИОРИТЕТНОСТЬ

Ведущей в общественном мнении Югры является модель толерантности и равенства религий (49% сторонников), то есть, мультикультурализма в религиозной сфере. Данная модель не предполагает каких-либо приоритетов ни для какой религии.

Примерно 20% являются сторонниками светской культуры и отделения религий от государства (18% - “максимальное развитие светской культуры”, секуляризм, и 2% - “критика и ограничение…”, то есть воинствующий атеизм). В целом эта цифра соответствует доле атеистов.

Сторонники приоритетного утверждения Православия составляют пятую часть опрошенных в 21% югорчан.

(Слайд 10)

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАСТИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Действия федерального и регионального уровней власти оцениваются примерно одинаково, с более высокой оценкой окружных властей на 2-3%.

В целом преобладает одобрение действий всех уровней власти: 33-35% - полное одобрение и 28-31% частичное. Таким образом, полную эффективность политики в сфере религий признают лишь треть опрошенных, а частичную эффективность отдельных шагов – ещё примерно столько же.

Лишь 17% дают явно негативную оценку региональных властей и 22% - местных властей. Можно сделать вывод, что значительного недовольства в этой сфере нет.

Наилучшую оценку деятельности органов местного самоуправления в межконфессиональной сфере поставили жители Березовского района, Пыть-Яха, Белоярского района и Пыть-Яха.

О том, что местные власти ничего не делают в этой сфере, сообщило больше всего населения Когалыма, Кондинского и Октябрьского районов, Нягани.

Выводы

1. Религиозные различия не имеют ключевого значения для жителей Югры. Диаметральных различий между мусульманами и православными в образе жизни, религиозном поведении, взглядах на межконфессиональные отношения не выявлено. В округе не имеет сколько-нибудь широкого использования практика дискриминации по религиозному признаку при приёме на работу, учёбу, в общественных местах и в быту.

2. Вместе с тем имеются пункты напряженности как в общем конфессиональном поле в масштабах региона, так и территориальном разрезе, которые потенциально ведут к обострению отношений между крупнейшими группами. Для сохранения ситуации под управлением необходимо адресное вмешательство на местах.

3. Следует обратить особое внимание на высокий уровень социального пессимизма среди русского населения (в православной группе и среди атеистов), которое в ряде случаев чувствует себя ущемленным более активными мигрантами и представителями национальных меньшинств, в результате чего происходит рост этнического русского национализма. Необходимы мероприятия, направленные на повышение национальной самооценки и развитие “позитивного культурного национализма” православной части населения.

Предложения

1. Направить итоги социологического исследования “Общественное мнение о межконфессиональных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” в адрес средств массовой информации, органов местного самоуправления, Общественной палаты, национально-культурных и религиозных объединений автономного округа для использования в работе.

Срок: до 15 апреля 2012 года

2. Организовать и провести обсуждение итогов исследования, выработать рекомендации:

- для средств массовой информации - по корректному освещению конфессиональных вопросов в информационном пространстве автономного округа;

- для органов местного самоуправления - по системному взаимодействию с религиозными объединениями, направленному на укрепление конфессиональной толерантности в муниципальных образованиях автономного округа.

Срок: до 1 июня 2012 года

Опубликовано: 24.07.2012 19:41        Обновлено: 02.05.2016 15:02