Размер:
Цвет:

Методические рекомендации по корректировке муниципальных программ в сфере профилактики экстремизма с учётом положений Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

     Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой Президентом РФ 28 ноября 2014 года (Пр-2753), Федеральными законами Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Потенциальными угрозами безопасности России являются развитие националистических настроений, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.

     Среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности отмечена и экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;

     За последние годы увеличилось число внутренних экстремистских угроз, таких как экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц.

     Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

     Количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку.

     Наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путём распространения призывов к насильственным действиям, в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп.

     Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии.

     Экстремистская идеология является основным компонентом, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность различных слоев населения.

     Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

     Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

     Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму субъектами противодействия экстремизму в Российской Федерации на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

     В качестве субъектов противодействия экстремизму в Российской Федерации рассматриваются: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица.

     Для предотвращения данных угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить качество работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях свободной и полноценной реализации прав гражданами Российской Федерации.

     Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия) является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий всех субъектов противодействия экстремизму в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

     Стратегия определяет основные направления государственной политики по противодействию экстремизму в следующих сферах:

     в сфере законодательной деятельности;

     в сфере правоохранительной деятельности;

     в сфере государственной национальной политики;

     в сфере государственной миграционной политики;

     в сфере государственной информационной политики;

     в сфере образования и государственной молодежной политики;

     в сфере государственной культурной политики;

     в сфере международного сотрудничества.

     Направления Стратегии реализуется субъектами противодействия экстремизму:

     - при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

     - в ходе принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

     - путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении ситуации в сфере противодействия экстремистской деятельности;

     - посредством активного вовлечения в работу по противодействию экстремизму общественных объединений и других институтов гражданского общества;

     - в ходе мониторинга результатов, достигнутых при реализации Стратегии и прогнозирования развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений, предпосылок проявлений экстремизма;

     - путём создания системы противодействия экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет».

     Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации С.Приходько 30 июня 2015 года (№ 4721п-П44) утверждён план мероприятий по реализации Стратегии.

     Проведённые в 2014 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре социологические исследования показали, что ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений стабилизируется. Сравнивая полученные результаты с данными общероссийских опросов, можно констатировать, что по многим параметрам положение дел в регионе оценивается населением выше, чем ситуация по стране в целом.

     Однако 12,8 % участников массового опроса указали, что есть народы, представители которых вызывают у них чувство неприязни или раздражения.

     По мнению участников исследования (массового и экспертного опросов, групповых дискуссий) основными факторами, негативно влияющими в настоящее время на ситуацию в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, являются:

     - миграционные процессы;

     - низкий уровень общей культуры и отсутствие желания принимать нормы и правила поведения постоянного населения «принимающей стороны»;

     - отсутствие должного воспитания в семье;

     - отсутствие проработанных механизмов адаптации мигрантов к проживанию на территории Югры;

     - ситуация на Украине.

     К факторам, положительно влияющим на развитие ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории автономного округа, по мнению участников исследования следует отнести:

     - деятельность общественных объединений национального характера и диаспор, конфессий, конструктивное взаимодействие их лидеров с населением и органами власти и местного самоуправления;

     - проведение совместных культурных мероприятий, которые сплачивают людей разных национальностей и верований;

     - эффективная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления региона в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

     - работа по формированию толерантного отношения к представителям других народов и конфессий среди населения.

     В данной ситуации – высокое значение приобретает выяснение потенциальной возможности возникновения этнических проблем, локализации территориальных очагов возможной напряженности на фоне этноконфессионального мира в Югре.

     На основании вышеизложенного, с учётом положений Стратегии главам, главам администраций муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендуется:

     - главе Белоярского района предусмотреть принятие соответствующей целевой программы, предусматривающей формирование системы профилактики экстремизма, предупреждения межнациональных конфликтов;

     - провести анализ содержания муниципальных программ в сфере профилактики экстремизма;

     - оценить в целом весь спектр и эффективность проводимых органами местного самоуправления мероприятий в направлении профилактики экстремизма.

     На основе анализа предлагается внести изменения в муниципальные программы, предусмотрев следующие направления Стратегии:

     1. Проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Нефтеюганск, Нефтеюганский район, Нижневартовск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Советский район, Сургут, Сургутский район, Урай, Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский район).

     2. Повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму (Белоярский район, Когалым, Кондинский район, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Сургутский район, Ханты-Мансийский район).

     3. Подготовка работников культуры по изучению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Кондинский район, Мегион, Нефтеюганск, Нефтеюганский район, Нижневартовск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Советский район, Сургут, Сургутский район, Урай, Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский район, Югорск).

     4. Мероприятия, направленные на содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации (Белоярский район, Покачи, Пыть-Ях).

     5. Разработка и реализация просветительских, в том числе интерактивных проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Кондинский район, Мегион, Нефтеюганск, Нефтеюганский район, Нижневартовск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Советский район, Сургут, Ханты-Мансийский район).

     6. Мероприятия по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям (Белоярский район, Когалым, Кондинский район, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях).

     7. Проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами (Белоярский район, Мегион, Нижневартовский район, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях).

     8. Ежегодное изучение социального самочувствия детей и подростков, девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления и направления в территориальные подразделения МВД России предпосылок и фактов распространения экстремистской идеологии (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Кондинский район, Мегион, Нефтеюганский район, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Советский район, Сургут, Сургутский район).

     9. Меры государственной поддержки молодежных программ, проектов и инициатив, направленных на формирование активной гражданской позиции, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику неонацизма и экстремизма, взаимодействие с молодёжными субкультурами и неформальными движениями (Белоярский район, Когалым, Кондинский район, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Сургутский район, Югорск).

     10. Государственная поддержка общественных и религиозных объединений, деятельность которых направлена на противодействие экстремистским проявлениям (Белоярский район, Березовский район, Кондинский район, Мегион, Нефтеюганск, Нефтеюганский район, Нижневартовск, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Сургутский район, Ханты-Мансийский район, Югорск).

     11. Использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе ветеранских и молодежных организаций, в целях воспитания граждан в духе патриотизма, обеспечения единства российского народа, формирования в обществе неприятия идеологии экстремизма, использования насилия для достижения социальных и политических целей (Белоярский район, Березовский район, Кондинский район, Нефтеюганск, Нефтеюганский район, Покачи, Пыть-Ях, Сургут, Ханты-Мансийский район, Югорск).

     12. Оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении деятельности органов местного самоуправления по противодействию экстремизму и терроризму в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к распространению экстремизма (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Кондинский район, Нефтеюганск, Нефтеюгансий район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Сургутсий район, Урай).

     13. Проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению идеологии экстремизма (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Кондинский район, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нефтеюганский район, Нижневартовск, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Советский район, Сургут, Сургутский район, Урай, Ханты-Мансийский район, Югорск).

     14. Меры информационного противодействия распространению экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в том числе в социальных сетях), проведение на системной и регулярной основе работы с привлечением деятелей культуры, науки, авторитетных представителей общественности, средств массовой информации, конфессий и национальных общин по разъяснению сути противоправной деятельности лидеров и идеологов экстремистских организаций (Белоярский район, Березовский район, Когалым, Кондинский район, Нефтеюганский район, Покачи, Пыть-Ях, Сургут, Сургутский район, Урай, Ханты-Мансийский район).

 

Опубликовано: 23.09.2015 09:40        Обновлено: 23.09.2015 09:47